Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

ФГОС третьего поколения предусматривает согласование уровня и содержания квалификации выпускников с требованиями региональных работодателей, которые выступают источниками информации о потребности и уровне квалификации выпускников определенных специальностей, и пожеланиями / потребностями абитуриентов.

Научиться проектировать эффективную модель образовательной среды для лиц с нарушениями в развитии – насущная необходимость для современного педагога. Обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в условиях государственных или негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения; в условиях специального (коррекционного) или интегрированного образования. При этом важно помнить, что учет педагогом средовых ресурсов сделает образовательную среду комфортной; эмоционально насыщенной; аутентичной; расширяющей познавательные возможности воспитанников; стимулирующей различные виды активности; побуждающей к самостоятельности и творчеству; здоровьесберегающей.

Реализация проектировочной функции предъявляет будущему педагогу-дефектологу специальные требования в области знаний проектирования коррекционно-развивающего процесса. Он должен как специалист, которому предстоит осуществлять проектирование своей деятельности и деятельности учащихся с ОВЗ знать:

– сущностные характеристики коррекционно-развивающего процесса;

– критерии, показатели и уровни эффективности коррекционно-развивающего процесса;

– основные приоритетные направления организации коррекционно-развивающего процесса в инновационном режиме;

уметь:

– проектировать коррекционно-развивающий процесс;

– управлять проектированием и реализацией коррекционно-педагогического процесса в инновационном режиме;

– обрабатывать результаты исследования с помощью методов математической статистики, интерпретировать и экстраполировать результаты;

– организовывать и проводить опытно-экспериментальную работу в образовательном учреждении;

– представлять и защищать результаты исследования;

владеть:

– методологией исследовательской деятельности в образовательном учреждении.

В 2014 г. в издательстве ВолГУ (г. Волгоград) вышло учебное пособие «Проектирование и реализация коррекционно-педагогического процесса в условиях активной образовательной среды», которое представляет собой руководство по освоению учебного модуля магистерской программы ««Педагогическое сопровождение социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»» направления «Специальное (дефектологическое) образование».

В учебном пособии раскрываются особенности моделирования активной образовательной среды в контексте инклюзивного образования, рассматриваются теоретические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды, модель взаимодействия образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, с социальными партнерами.

В пособии представлен авторский взгляд на психолого-педагогическую сущность коррекционно-педагогического процесса, раскрыта технология проектирования коррекционно-педагогического процесса, выделены особенности проектирования адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В каждом разделе учебного пособия представлены задания для самостоятельной работы, литература для самоподготовки и итоговый контроль.

Данное пособие представляет собой обучающий модуль, содержание которого выстроено таким образом, что информационный блок обеспечивает формирование теоретических знаний, действенный блок направлен на освоение практических умений и навыков; контрольный блок оценивает уровень освоения материала и актуализирует необходимость корректирующих действий.

Пособие «Проектирование и реализация коррекционно-педагогического процесса в условиях активной образовательной среды» адресовано не только студентам-дефектологам, но и молодым педагогам.