Русский характер, русский человек в мире Николая Семёновича Лескова – это загадка, тайна. В процессе её разгадывания писатель создал множество типов, фигур своих персонажей. Отношением к человеку как к тайне пропитаны не только его художественные полотна, но и его эпистолярное наследие, поскольку в письмах проявляется характер писателя, своеобразие его индивидуального мышления. Это наследие – откровенное признание о себе самом, о своих размышлениях и персонажах, своего рода искусный и яркий автопортрет оригинального писателя, «национального философа» (Л.А. Аннинский) с «немирной душой», «самочинной волей» и «самодумным умом» (С.Н. Дурылин). В России в течение всего XIX века идеологизированность проблемы русского национального характера является одной из её существенных особенностей. В разные периоды были актуальны разные аспекты идеологической борьбы, но каждое направление привносило ценное зерно в рассмотрение этого феномена (концепция русского характера у романтиков, славянофилов, западников, почвенников).
Лесков-художник шёл своим оригинальным путём, он не был ни народником, ни западником, ни революционером, русский характер в его художественном мире не сводим к одному типу, существует в разных проявлениях и в силу своей сложности вызывает разные толкования. Человека в мире Лескова отличает парадоксальность, сложность.
Представленная монография – это первое серьёзное комплексное исследование, в котором, во-первых, предпринята попытка систематизировать образы персонажей Н.С. Лескова и составить типологию его героев, в которых выражено понимание писателем русского национального характера и в целом русского человека, во-вторых, объектом изучения явились исследованные и малоисследованные сочинения писателя. Объектом изучения явилось творчество писателя 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годов во всём его жанровом многообразии. Интерес вызывает вся проза художника. Для подробного анализа избраны роман «Некуда» (1864), очерк «Загадочный человек» (1870), повесть «Смех и горе» (1871), рассказ из цикла «Праведники» «Русский демократ в Польше» (1880), незавершённый очерк «Тамбовские исполины» (1883), очерк «Благоразумный разбойник» (1883), незавершённая статья «Церковные баламуты» (1883–1884), рассказ из цикла «Рассказы кстати» «Старинные психопаты» (1885), очерки «О художном муже Никите и о совоспитанных ему» (1886), «Эволюция дикости» (приблизительно 1893 год), «Вдохновенные бродяги» (1894). Автор монографии обращается ко многим художественным, публицистическим и эпистолярным лесковским текстам.
Предметом исследования явилось рассмотрение литературного характера персонажей в названных сочинениях Лескова с целью выявить движение характера в художественном мире писателя.
Теоретическо-методической базой послужили традиционные научные подходы к анализу образа человека, типизации, специфики художественного обобщения, разработанные в отечественном литературоведении (М.М. Бахтин, С.Г. Бочаров, М.М. Гиршман, Г.А. Гуковский, В.В. Виноградов, В.В. Кожинов, Б.О. Корман, А.М. Левидов, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман, А.А. Потебня, А.П. Скафтымов, В.Ю. Троицкий, В.Е. Хализев). Основу понятийного аппарата составили представления, разработанные отечественными и зарубежными мыслителями о национальном характере и национальной истории (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, М.О. Гершензон, Б.П. Вышеславцев).
Настоящая работа является историко-литературным исследованием, в котором находит применение системный подход к явлениям литературы, предусматривающий рассмотрение творчества писателя в его диалектике, целостный анализ литературного произведения.
Критерии типологии русского характера в разных гуманитарных науках разные. В работе автор ставит цель выявить типологию русского характера в мире Лескова с позиции поэтики, художественности, не углубляясь в социологическую, философскую, психологическую мотивировку представляемой типологии.
Логика выделения глав и параграфов в книге, а также структурирование материала определяется движением характера от ранних сочинений Н.С. Лескова к более поздним в свете заявленной темы. Выбранные сознательно для филологического анализа сочинения Лескова разножанровые (роман, повесть, мини-эпопея, рассказ, очерк, статья), они относятся к разным периодам и дают представление о творчестве писателя в целом. Подобный, как бы, на первый взгляд, кажущийся случайный выбор сочинений Лескова для анализа позволяет провести объективное исследование особенностей типологии русского характера в мире Лескова.
Этот выбор опирается на собственное представление писателя об эволюции своего творчества, изложенное в письме к А.С. Суворину от 11 марта 1887 г.: «Разверните, пожалуйста, на 105 стр. мои «Рассказы кстати». Увидите там, как я уважаю «Миколу Милостивого». И тогда не скажете, что я «лютарь». – А психопат Вишневский – это дед нашего «Черниговца». Вот было чудушко! Он же и Шубинскому родич». И далее, оценивая свой творческий путь, атмосферу непонимания и травли, в которой ему пришлось творить («Обиды, мною перенесенные, так велики…», «Мне испортили только целую жизнь»), Лесков вернулся к первому своему роману, таким образом, дав ретроспективный взгляд на свой путь: «“Некуда” всё оправдано как пророчество. Я не был дурак и теперь вижу, что должно настать». В этом письме писатель высказался об эволюции своего творчества. Таким образом, разработка Лесковым проблемы русского национального характера носила, как он сам ощущал, характер художественного и философского предвидения.
Во введении монографии рассматривается кратко историография вопроса, обосновывается актуальность исследования, его теоретическая значимость, научная новизна, указываются методологическая и теоретическая база и используемые в исследовании методы изучения.
Первая глава «Человек почвы в противопоставлении «нетерпеливцам»: роман «Некуда» (1864)» (параграфы «Персонажи романа “Некуда” в критике», «Русский человек в семейном гнезде», «Тип русского “нетерпеливца”») посвящается рассмотрению первого романа Н.С. Лескова «Некуда», в котором наиболее ярко высвечено противопоставление почвы и новомодных политических идей.
Вторая глава монографии «Мир России глазами русского европейца Ватажкова: повесть «Смех и горе» (1871)» (параграфы «Главный персонаж повести “Смех и горе”в критике», «Русский европеец и “странные” русские», «Реформаторы: русский европеец Ватажков и русский демократ-праведник Самбурский») сосредоточена на выявлении особенностей изображения характера русского человека в 1870-е годы творчества писателя.
Третья глава «Русская душа в произведениях 1880–1890-х годов» («Разноликие проявления русского характера», «Русский человек в лесковских “скасках”», «“Старинные психопаты”: полифония русской Психеи») посвящена анализу сочинений указанного периода, особенное внимание уделено одному из «Рассказов кстати» – «Старинным психопатам» (1885). Монография завершается заключением.
Научный редактор – член Союза журналистов России, член Союза театральных деятелей России, кандидат филологических наук, профессор В.Е. Андреев (Мичуринский государственный аграрный университет). Рецензент – заслуженный деятель науки Республики Марий Эл, член-корреспондент МАНПО, доктор филологических наук, профессор Н.Н. Старыгина (Поволжский государственный технологический университет).
Монография Н.В. Ангеловой-Трынко «Русский человек в мире Н.С. Лескова» (Воронеж: ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, 2014, 262 с.) адресовано филологам-специалистам, студентам гуманитарных факультетов и тем, кому интересна русская литература и культура.