Настоящее учебное пособие разработано на базе курсов «Основы предпринимательства», «Основы менеджмента». Авторы структурируют и анализируют основы предпринимательства с учетом влияния личностных качеств современного российского предпринимателя, рассматривая во взаимосвязи экономическую сущность предпринимательства, проблемы реализации предпринимательской функции и формирование личностных качеств предпринимателя в условиях рыночной экономики.
Развитие любого общества находится в прямой зависимости от возможностей граждан по претворению в жизнь своих способностей. Одним из путей реализации человеческого потенциала выступает предпринимательство. В конце ХХ в. произошла смена парадигмы социально-экономического развития России, что заставляет по-новому взглянуть на общественную потребность в глубоком практическом и теоретическом познании сущности, роли, конкретных функций и личностных качеств современного предпринимателя. Вместе с тем, это необходимо для функционирования социально-ориентированной рыночной системы (формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности и, самое главное, смягчения социального неравенства), важным элементом которой, как показывает практика развитых рыночных стран, является человеческий фактор, личность предпринимателя. Необходимость и объективные условия для инноваций, потребность перемен, ухудшение материального положения людей, поставила наиболее активную часть населения России перед выбором новых поведенческих стратегий, стратегий выживания. На сегодняшний день российская экономическая и социальные науки нуждаются в теоретическом осмыслении сущности предпринимательства и личностного потенциала предпринимателя.
В первой главе пособия рассмотрены теоретические положения и экономическая сущность предпринимательства с точки зрения реализации предпринимательской функции, исследованы культурно-исторические корни предпринимательства и его место в современной экономической науке, проведен исторический обзор развития этого феномена в России. Современные российские предприниматели, используя практику предпринимательства развитых стран и традиции российского предпринимательства, определяют стратегию становления рыночной системы и развития новых производственных отношений в России. На пути этого становления, предпринимательство, как один из важнейших секторов экономики России, постоянно сталкивается с множеством трудностей, что открывает пути более неустойчивым в «теневую» экономику, и в связи с коррумпированностью чиновников от которых во многом зависит хозяйственная деятельность, и отсутствием сплоченности, что препятствует рыночным преобразованиям общества.
Вторая глава посвящена не менее актуальной области деятельности современного предпринимателя – формированию личностных качеств предпринимателя в условиях рыночной экономики. В оптимизации предпринимательской деятельности большую роль играют предприимчивость и инициатива, которые вносят в деятельность предпринимателя творческое начало, а также экономическое мышление и предпринимательский риск. Инициатива как определенный стиль мышления и экономической деятельности не может существовать без поиска новых идей. В предприимчивости в диалектическом единстве присутствуют знание, желание и инициатива, которые обеспечивают и оберегают судьбу и успех предпринимателя. Экономическое мышление представляет собой осмысление, осознание людьми экономических отношений, экономической действительности. Человек, будучи носителем экономического мышления, не может ограничиваться одним лишь познанием существующей действительности. Экономическое мышление активно включается в преобразования существующей социально-экономической реальности. Экономические знания человека служат основой для принятия соответствующих практических решений.
В третьей главе учебного пособия большое внимание уделено образу современного российского предпринимателя, дан его социально-психологический портрет, исследована система организационного поведения как фактор повышения активности предпринимательской деятельности. В связи с возросшей ролью предпринимательства как фактора производства, одной из приоритетных задач в жизни общества становится улучшение имиджа предпринимателей. Улучшение имиджа и его оптимизация связана с коррекцией поведения и отношений, нацеленностью предпринимателей на социально-партнерские отношения, повышения их социальной ответственности, сбалансированностью информационных потоков об их деятельности и отношениях, ломкой негативных неаргументированных социальных стереотипов. Имидж предпринимателя как одна из конкретных форм проявления общественных отношений, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Учебное пособие дополнено тестовыми заданиями и примерами, позволяющими глубже изучить теорию и практику предпринимательства и приобрести практические навыки в данной сфере деятельности. Пособие в равной степени может быть использовано как для теоретической подготовки студентов, так и для повышения уровня компетентности и профессионализма современных предпринимателей.
Учебное пособие выступает в качестве основной теоретической базы для дальнейшего изучения специальных вопросов предпринимательства. Практическая часть учебного пособия направлена на закрепление полученного материала с использованием контрольных вопросов, заданий и тестов.
Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров 080200.62 – «Менеджмент», 080100.62 – «Экономика», 080400.62 – «Управление персоналом».