Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 – «Юриспруденция» по дисциплине «Гражданский процесс», в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению. Дисциплина «Гражданский процесс» входит в блок дисциплин базовой части профессионального цикла и относится к числу фундаментальных юридических дисциплин, является неотъемлемым компонентом единой правовой системы Российской Федерации.
Учебный план многих образовательных учреждений высшего профессионального образования предусматривает написание курсовой работы по гражданскому процессу.
Поскольку такого рода работа оказывается¸ как правило, новой для студента, то он испытывает целый ряд трудностей при ее выполнении. Вопросы возникают при выборе темы исследования, при планировании работы с научными источниками, при работе с фактическим языковым материалом, и, наконец, при оформлении самого исследования и его результатов.
Предлагаемое пособие призвано помочь студенту преодолеть трудности, возникающие на его пути при написании курсовой работы, уточнить требования к порядку ее выполнения, структуре, содержанию, оформлению и процедуре защиты. Такое пристальное внимание к курсовой работе обусловлено тем, что в будущем она может послужить первоосновой для последующих научных исследований студентов, в частности для написания научных статей, выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации.
Представленное на конкурс учебно-методическое пособие состоит из двух разделов: «Методических указаний по написанию курсовой работы» и «Тематики курсовых работ».
В первом разделе подробно излагается алгоритм написания курсовой работы. Здесь содержится краткая информация о требованиях к объему и содержанию курсовой работы, предлагается рассмотрение типовой структуры с кратким объяснением требований к содержанию отдельных частей студенческих научных работ. Расписаны этапы выполнения курсовой работы, обязанности студента и кафедры, на которой выполняется работа. Особое внимание уделено подготовке и проведении процедуры публичной защиты курсовой работы, описаны основные критерии, по которым производится оценивание работы и выставляется оценка.
Во втором разделе предлагается тематика курсовых работ. Особую ценность учебно-методическому пособию придает то, что автором приводится обширный круг самых разнообразных тем (69). Есть темы сугубо теоретические, например, «Теория иска в отечественной науке гражданского процессуального права»; темы ярко выраженной практической направленности, в частности, «Судебные расходы»; темы, носящие дискуссионный характер, – «Становление и развитие надзорного производства»; темы совершенно новые для науки гражданского процессуального права – «Применение в гражданском процессе альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (медиации)».
К каждой теме курсовой работы прилагается рабочий план, (который при желании можно скорректировать по согласованию с научным руководителем), а так же необходимые нормативные правовые акты, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, список литературы. Это во многом облегчает для студента как выбор темы, так и написание курсовой работы. Знакомство с рабочим планом, списком нормативных правовых актов, научными трудами ученых-процессуалистов, подготовивших научные труды по изучаемой области, позволит студенту сделать обдуманный и осознанный выбор темы курсовой работы и определить вектор исследования.