Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Представленные на выставку методические рекомендации по динамическому планированию товарного предложения фирмы являются не только практическим инструментарием по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, но и имеют гриф учебного пособия, так как являются одновременно и методикой для обучения специалистов механизмам нахождения оптимальных решений, сбалансированности спроса и предложения.

В методических рекомендациях рассматривается комплекс актуальных задач по планированию товарных ассортиментов, целевой функции товара, ресурсного обеспечения фирмы и использования ресурсов, стратегических зон хозяйствования на товарных рынках и основных показателей позиционирования товара с учётом пространственных ориентиров и фактора времени. Решение этих задач предлагается рассматривать в динамике, т.е. с учётом меняющегося во времени спроса и разницы в спросе на различных рынках. Поэтому при решении любой из данных задач особую важность имеет как пространственная ориентация фирмы на те или иные рынки, потребительские сегменты на них и потребительскую конъюнктуру в них, так и временной фактор позиционирования на данных рынках товара. В то же время предлагается оптимизировать не по отдельности тот или иной показатель товарного предложения, а их совокупное множество. В качестве базы для разработки методологических подходов для решения таких задач и нахождения оптимальной синергии множества данных показателей мной предлагается использовать теорию множеств. Рекомендуются к использованию разработанные матрицы нахождения оптимального диапазона значений целевой функции конкретных товаров для покупателей разных рынков в различные временные периоды. Для оптимизации широты, глубины и состава товарного ассортимента фирмы рекомендуются матрицы корректировки ассортиментных показателей предложения в соответствии со спросом, в которых каждая ячейка матрицы выливается в некое совокупного множество предлагаемых видов товаров, которое и должно быть найдено оптимальным для разных рынков в разные периоды времени. Аналогичные матрицы рекомендуется строить и при корректировке показателей товарного предложения в соответствии с меняющимся во времени спросом различных локальных рынков. Такие матрицы наиболее подходят для текущего ситуационного планирования, так как позволяют в оперативном режиме вносить коррективы в ячейки матрицы и тем самым менять и её сводные ячейки. Данный методологический подход предполагает разработку диапазона возможных изменений показателей позиционирования товаров на разных рынках в текущем периоде, который в целом будет вписываться и не противоречить стратегическим планам развития товарного предложения фирмы и запланированным показателям эффективности её товаров.

Большую практическую значимость могут получить и рекомендуемые в методическом пособии планы-графики по рационализации загрузки производственных мощностей, занятости трудовых ресурсов и формированию оптимального материально-вещественного состава продукта. При планировании расхода ресурсов предлагается использовать адресный подход и оптимизировать расход ресурсов не на производство в целом, а по конкретным видам продукции с учётом стадий их жизненных циклов на рынке. Это позволит сбалансировать производительность труда и загрузку производственных мощностей при производстве различных видов продукции, найти значительные резервы для снижения трудоёмкости и фондоёмкости производства. Рационализация материально-вещественного состава продукта с учётом временных особенностей спроса на него на разных рынках позволит найти тот оптимум между качеством, стоимостью и ценой на товар, который в данный момент времени в наибольшей степени соответствует потребительскому спросу. Это позволит уйти от излишней функциональности товара. когда в ней уже не нуждаются покупатели и за счёт значительного снижения цены товара повысить на него спрос. Такие меры по стимулированию спроса будут способствовать не только интенсификации и снижению затратоёмкости производства, но и повышению как хозрасчётной, так и потребительской эффективности товара. Методическое пособие раскрывает новый подход к определению народнохозяйственной эффективности товара через нахождение оптимального баланса между хозрасчётной, потребительской эффективностью товара и его эффективностью для торговых и финансовых посредников, т.е. всех участников процесса: « изготовление – реализация – потребление». Подобная методология планирования меняет главные цели и ориентиры, так как ставит во главу угла не получение фирмой текущих прибылей, а повышение общественной полезности её товаров, что обеспечит её стабильность, хорошие позиции на рынках и долгосрочный рост.

Предлагаемые механизмы ситуационно-стратегического планирования в условиях рыночной экономики, в результате которых прибыли предприятий и их конкурентный статус на рынках будут зависеть от повышения потребительской эффективности выпускаемой ими продукции, прямо согласуются с идеями Адама Смита о том, что выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, предлагаемая к реализации ситуационно-стратегическая система планирования развивает классические теории основоположника рыночной экономики с учётом специфики современного этапа хозяйствования и современных методов исследования, что обеспечивает, с одной стороны, её преемственность базовым принципам рыночной экономики, а с другой стороны, обеспечивает её перспективность и актуальность для повышения конкурентоспособности продукции.