Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF THE HANDS OF PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH METHOD OF CONDUCTING THE SU – JOK THERAPY

Belgibaeva G.K. 1 Қazangapova S.O. 1
1 Academician Karaganda State University named after E.A. Buketov
2088 KB
This article discusses the development of fine motor skills of the hands of children of preschool age with method of conducting the Su-Jok therapy. In kindergarten, some children fingers sedentary. Their movements are inaccuracy, inconsistency. Therefore, the method of the Su-Jok therapy pays due attention to the exercises, games, a variety of tasks for the development of fine motor skills and coordination of hand movements. The article describes some of the exercises and the positive side of the Su-Jok therapy.
fine motor skills of hands
the Su-Jok therapy
Art therapy
coordination of hands
massage movements
beads for Su-Jok therapy

Для каждого из родителей его собственный ребенок самый добрый, самый умный, самый красивый, одним словом самый-самый. Во всем мы хотим гордиться своим ребенком, и поэтому выбираем для него престижную и развивающую школу, записываем в различные кружки, следим за успеваемостью, то есть делаем все то, что должен делать для своего ребенка каждый. Сегодня становится популярным различные детские развивающие программы. Они разрабатываются в специализированных центрах или семейных клубах опытными педагогами и психологами. Есть творческие, оздоровительные программы, и есть комплексные, направленные на всестороннее развитие ребенка. И понятно, что нестандартный подход, который предполагают такие разработки, делает процесс обучения интересным и дает ребенку свободу творчество мышления. Ну, а для родителей главное, чтобы это было не только увлекательно, но и полезно для здоровья детей и дошкольных занятий. Свою успешность доказала развивающая новая технология под названием Су-Джок терапия. Оно является одним из нетрадиционных логопедических технологий.

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник торческой мысли». Чем больше уверенности и изобразительности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда. Таким образом, связь активных движений пальцев рук с уровнем общего развития ребенка получила научное обоснование. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

В детском саду отмечается тот факт, что у некоторых детей пальцы малоподвижные. Движения их отличаются неточностью, несогласованностью. И поэтому, данная Су-Джок терапия уделяет должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Терапия – это медицинский термин, которая изучает внутренние болезни. В медицине оно являлось, как лечение и оздоровление (лекарство) людей. Со временем это слово применяют и в направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях пациентов изобразительным творчеством. А теперь есть для развития детей новая технология это-Арт-терапия. В переводе с английского «Арт»- исскуство, «терапия»- лечение. То есть, лечение души человека с помощью исскуство. Арт-терапия включает в свою очередь такие виды как: библиотерапия, сказкатерапия, куклотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, музыкотерапия, Су-Джок терапия, анимал терапия (животный мир), и т.д. [1].

С помощью Арт-терапии мы хотим выделить Су-Джок терапию, потому что в работе с детьми, у которых недостаточно развита мелкая моторика, она очень эффективна и удобна для применения в детских садах.

Су-Джок–это одно из направлений Оннури медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия, указывающих на ту или иную патологию. Первые публикации о методе Су-Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су-Джок терапия широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования [2].

Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» – связанные с этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапевт может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения [3].

Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия [4].

bel1.tif

Рис. 1

bel2.tif

Рис. 2

Вот такие массажные шарики используются в детском саду при работе с детьми. Су – Джок терапию можно отнести к методам самопомощи. Шарики включают в себя две кольцевые пружины. И сами шарики и колечки мы используем при пальчиковой гимнастике. Дети катают между ладоней шарики (они наощупь колкие, а колечки поочередно примеряют на пальчики (все это сопровождается стишками, потешками и т. д.). Их используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, при обучении счету и т. д.

Можно использовать следующие игры: «Разложи шарики по цвету», «Найди все синие (красные, желтые, зеленые)», «Сделай разноцветные шарики» (сине-красный, зелено-желтый). Такие шарики продаются в аптеках.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д [5].

Упражнение «Вышли пальчики гулять»

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы из кулачков по одному),

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел (поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Оттого и потолстел.

Упражнение: «Мое тело»

Голова, глаза, два века

Нос и губы, уши вот!

Покатай ты сверху, снизу,

Чтоб помог наш друг Су Джок.(Водят по большому пальчику вверх и вниз.)

Упражнение: «Топ-топ»

Ножками затопали,

Зашагали по полу.

Раз, два, три,

Шарик покати! (Водят массажным шариком по среднему и безымянному пальчикам.)

Упражнение: «Ручки»

Руками мы захлопали

И пустились в пляс.

Раз прокатим, два прокатим,

Погляди – ка ты на нас!

Упражнение «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем (перекладывать шарик из руки в руку, слегка зажимая его),

Тесто жмем, жмем, жмем!

После скалку мы возьмем (прокатывать шарик между ладонями вперед-назад),

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим!

Важно заметить, что вариантов игр и упражнений с массажными шариками – множество. Все зависит от фантазии детей и воспитателей.

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

1. Улучшение концентрации внимания: дети развивают и тренируют одновременную вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов. Они постепенно учаться сосредотачиваться на конкрентном задании, абстрагируясь от того, что отвлекает их внимание.

2. Высокая эффективность – при правильном применении всегда наступает выраженный эффект;

3. Абсолютная безопасность – это лечебная система. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению, неправильное применение никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно;

4. Стимулирует творческое мышление;

5. Универсальность – упражнения с использованием Су-Джок терапии могут применять и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;

6. Увеличение наблюдательности и слуха. С течением времени, это значительно улучшает его наблюдательность;

7. Простота применения для получения результата достаточно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков, которые свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

8. Улучшение памяти;

9. Повышение скорости и улучшение умственной деятельности.