Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

NON-TRADITIONAL TECHNOLOGY TRAINING IN STUDENT-CENTERED EDUCATION SYSTEM

Daurambekova A.A. 1 Zhunisbekova D.А. 2 Dzheksenbaeva K.O. 2 Sydykhov B.D. 1 Koishibaeva N.I. 2 Zhunisbekova Z.A. 2
1 Kazakh National Pedagogical University named after Abay
2 Southern-Kazakhstan state university named by М. Аuеzоv
2122 KB
The article deals with current issues of practical use of various non-traditional technologies in the learning process. The basic psychological factors encountered in the practice of teachers. The basic elements affecting the level of intensity of training, particularly in student-centered education system.
teaching methodology
mathematical problem solving
differentiation of instruction
generalized reception
classification tasks

В «Концепции содержания образования начальной ступени общеобразовательной школы» [1] подчеркивается, что основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Следовательно, меняются приоритеты целей начального образования. На передний план ставятся цели, которые заключаются не только в вооружении учащегося определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, но и в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности. Формирование учебной деятельности тесно связано с повышением теоретического уровня содержания образования и использование новых форм и методов в обучении [1].

Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагогического коллектива. Следовательно, успешность современного образования невозможна без применения нетрадиционных технологий обучения.

Цель работы: обобщение опыта работы учителей и определение наиболее эффективных путей применения нетрадиционных технологий в начальной школе.

Материалы и методы исследования

  • изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, относящейся к исследуемой проблеме;
  • наблюдение за педагогическим процессом в начальной школе;
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей.

Результаты исследования и их обсуждение

Сегодня, когда Казахстан, заявив о своем стремлении сделать образование конкурентноспособным на международном рынке, прилагает максимум усилий, чтобы эта задача была наполнена реальным содержанием, ориентированной на принципиально другое качество, для учителей начальных школ возникла необходимость существенно изменить свой подход к процессу обучения и созданию условий для развития личности ребенка. Вырабатывая с помощью учителя новые познавательные структуры, ученик привносит частичку себя посредством отношения к знаниям, выбирая наиболее важные и значимые. Следовательно, личностно-ориентированный образовательный процесс, который не имеет альтернативы, может «разбудить» ум и чувства ребенка, выработать у него свое отношение к жизни, необходимо начинать в начальной школе. Именно в начальной школе учащийся проявляет избирательность и склонность к тем или иным учебным предметам, определяется в своих возможностях и начинает развивать способности, тем самым становится носителем собственного уникального опыта. Так как, обучение является процессом, в котором имеют место не два параллельных и независимых друг от друга явления, а взаимозависимые преподавание и учение (учебная деятельность), т.е. психологическая зависимость является очевидной и лежит в духовном единстве этих процессов. Иначе говоря, эффективность преподавания зависит от того, насколько оно способствует улучшению отношения обучаемых к учению и учителю [2].

Все вышеизложенное является особенно важным направлением в школе с личностной ориентацией, потому, что она, в сущности, должна быть открытой коммуникативной, или диалоговой системой. Так как в ней через специально организованные педагогом формы деятельности учащийся усвоит не только знания, но и нравственные формы поведения. Личностно-ориентированное образование требует особого внимания к взаимодействию не только в системе «педагог-учащийся» но и в таких, как «педагог-педагог», «педагог-родители», «ученик-ученик».

Среди личностно-ориентированной системы образования нетрадиционные формы обучения, по праву, заняли свое место в учебном процессе начальной школы. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей республике, которые создали определенные условия для создания новых типов школ.

В современной психолого-педагогической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее вместе с достижениями научно-технического прогресса и внедрением в образование «новых компьютерных технологий». Педагогическая технология направлена на установление рациональных принципов и методов достижения оптимальных результатов с минимальными затратами усилий педагогов и учащихся. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых [3].

Как показал анализ классификаций нетрадиционных технологий Селевко Г.К., Шмелевой Н.А., Каражигитовой Т.А. и других, который позволил нам выделить следующие группы технологий:

  • Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений – это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.
  • Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов, коммуникативное обучение, технология раннего и интенсивного обучения, технология творческого развивающего обучения и др.
  • Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении, метод проектов, групповые и коллективные способы обучения, компьютерные (информационные) технологии, метод информирования и контактирования и др.
  • Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.
  • Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка.
  • Альтернативные.
  • Комплексные политехнологии [4].

Общие особенности, характерные для всех педагогических технологий:

  • повышение самостоятельности учащихся;
  • структурирование учебного материала с учетом индивидуальных возможностей учащихся;
  • индивидуальный темп прохождения учебного материала;
  • разнообразие форм, методов и средств обучения;
  • организация ученических рабочих мест, создающая комфортность учения;
  • поэтапный контроль и т.д.

Отличительными чертами педагогической технологии являются: гарантия максимального достижения целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном уровне; диагностичная постановка целей обучения и объективная оценка результатов обучения; наличие проекта учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого ученика; целостность дидактических процессов.

К нетрадиционным технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету – это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Среди нетрадиционных методик обучения необходимо отметить технологию Корзникова Н.И. Активными участниками учебно-воспитательного процесса в ней являются родители учащихся. Работа учителя в тесном контакте с родителями поднимает его престиж, возрождает стремление педагога теоретически осмысливать каждый свой шаг (без чего невозможно развитие в целом), осваивать новые технологии обучения и воспитания [5].

Сотрудничество учителей и родителей расширяет возможности учебного процесса. Создаются условия для творчества и поиска, имеет место вариативность в работе с детьми.

Одной из применяемых сегодня в школе является технология уровневой дифференциации обучения – такая технология, при которой предлагается введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

  • наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;
  • базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
  • базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
  • система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
  • наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

В данное время в начальных школах республики внедряется следующая технология Step by Step. Цели этой программы учитывают интеллектуальные и социальные потребности развития детей. Обучение проводится по направлениям: математика, изобразительное искусство, наука, общественные занятия, обучение грамотности, а также развитие характера. Дети приобретают и применяют знания для установления различий между естественными и искусственными явлениями, показывают результаты сбора данных, используя наглядные примеры, такие как диаграммы, схемы и письменные работы, используют систему мер для решения проблем, производят вычислительные операции, используя для наглядности различные предметы, используют творческие стратегии для решения каждодневных проблем и объясняют используемые способы [6].

Процесс обучения младших школьников тесно связан с игрой. Игра – это труд ребенка (на этом основана модель Step by Step). Погружаясь в мир рассказов, стихов, драматических произведений, искусства, музыки, строительства и садоводства, дети на определенное время ставят перед собой задачи, поскольку им интересно то, что они делают, и потому что они получают от этого удовольствие.

Система Ховарда – еще одна из систем обучения, получившая распространение в последние годы, используемая в основном для изучения английского языка. С 1-го класса преподавание ряда предметов ведется на английском языке: словообразование, естественные науки, социальные науки, математика и собственно английский язык. Поскольку методика Ховарда рассчитана на американский образовательный стандарт, такие предметы, как математика или природоведение дети одновременно изучают в объеме, предусмотренном общеобразовательной программой, на родном языке. Занятия носят характер индивидуальных. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой.

Проблемами развития самостоятельности мышления учащихся младшего возраста занимались многие выдающиеся педагоги, такие как Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и другие. Проблему развития самостоятельности мышления учащихся творчески работающие учителя решают комплексно, ведут работу в системе.

Развитие самостоятельности мышления связано с тем, что сегодня, как никогда в стране остро ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть наше общество вперед.

Известно, что важным критерием работы учителя является развитие самостоятельности мышления ученика. Учитель должен создавать в классе атмосферу сотрудничества, гуманизации, интереса к учению, к знаниям, интереса к самостоятельной деятельности. Ведь только в самостоятельной деятельности, дающей результат, тренируется ум ребенка, развивается самостоятельность мышления, развивается думающая личность.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера) [7].

Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основу которой закладывается минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов. Предусматривается:

  • тематический контроль;
  • полнота проверки обязательного уровня подготовки;
  • открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
  • оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов);
  • двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт-незачет);
  • повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
  • «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);
  • возможность «дробных» зачетов;
  • кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1.Школы, внедряющие нетрадиционные формы и методы обучения или их элементов в учебный процесс, дают более качественные знания учащимся начальных классов.

2.Применение нетрадиционных педагогических технологий способствуют реализации современных требований к уровню обучения и воспитания в начальной школе.

3.Эффективность использования нетрадиционных форм обучения зависит от многих факторов, в том числе возрастных психологических особенностей и приемов умственной деятельности учащихся.