Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

TEACHING CONDITIONS DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS BY MEANS OF COMPUTER TECHNOLOGIES

Kenesbaev S.M. 1 Mahmetova A.A 1 Idirisov S.N. 2
1 Kazakh National Pedagogical University named after Abay
2 Atyrau State University named after H. Dosmukhamedov
2072 KB
The article raises questions about the development of student abilities, and more specifically – cognitive development through the use of computer technology. Education and training take place on the basis of personal approach to the student, which gives the opportunity to develop routes of the individual student. All the activities of the school is built on the psychological, pedagogical and methodological competence of teachers who have been the creators of knowledge.
cognition
cognitive activity
cognitive activity levels

Современный период развития общества характеризуется бурным развитием информатизации и компьютерных технологий, которые позволяют обеспечить достоверными, исчерпывающими своевременными знаниями во всех общественно значимых областях человеческой деятельности. На современном этапе происходит становление информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, способствующего ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации основных видов человеческой деятельности. Развитие процесса информатизации способствует формированию новой структуры – информационное общество, которое характеризуется совершенными инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможностями доступа к ним, радикальным обновлением социальных структур, следствием которых оказываются расширение сфер информационной деятельности человека.

В связи с этим одним из приоритетных направлений информатизации общества в нашей стране становится процесс информатизации образования. при этом образование выступает одним из приоритетов Стратегической программы «Казахстан-2050», в которой отмечено, что на современном этапе реформирования системы школьного и высшего профессионального образования необходимо произвести модернизацию методик преподавания, следует интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования [1].

Основные направления государственной политики в области информатизации образования были определены законодательными нормативными документами и программами, которые ориентируют работников образования на повсеместное использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики с реализацией идей развивающего обучения, повышения эффективности и качества подготовки молодых специалистов к успешной деятельности в условиях развитого информационного общества [2].

Эта миссия может быть возложена на общеобразовательную школу, то есть на учителей, которые должны не только знать теоретические основы компьютерных технологий, уметь пользоваться вычислительными, техническими, программными средствами, но и быть подготовленными к организации учебного процесса на уровне современных требований.

Парадигма современного образования предполагает, что готовность к учебной деятельности является внутренней индивидуальной потребностью личности и не может полностью определяться извне. В связи с этим появилась необходимость вновь обратиться к одной из фундаментальных проблем науки – к проблеме развития у учащихся познавательных интересов и познавательной активности. Именно интерес в обучении определяет активность школьника, его инициативу, положительное отношение к учению, обеспечивает «ситуацию успеха», способствует самореализации личности ученика и педагога.

Проблема интереса и его развития в обучении не нова. Его значение, как утверждали многие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.), определяет его главную функцию как возможность привлечения ученика к учению, сделать само учение приятным и успешным.

В психологических исследованиях ряда ученых (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) при рассмотрении проблемы познавательного интереса были сделаны выводы, что интерес можно рассматривать и как мотив деятельности, и как качество личности.

Ученые-педагоги (А.К. Маркова, А.В. Усова, Н.Д. Хмель, Г.И. Щукина и др.), анализируя объективные возможности познавательного интереса с позиции действенных средств обучения, рассматривают формирование познавательного интереса качества личности и определяют его как цель процесса обучения, имеющую самостоятельную ценность.

Цель исследования состоит в разработке дидактических условий развития познавательной активности учащихся посредством применения компьютерных технологий.

Методы исследования: теоретический анализ проблемы в психолого-педагогической и методической литературе; анализ организации процесса обучения и воспитания в общеобразовательной школе; изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Методологическая основа – положения, разработанные в трудах ученых педагогов, психологов и методистов; теория профессионально-педагогической направленности подготовки будущих учителей; положения об информатизации сферы образования, компьютеризации деятельности человека; концепции государственной политики в области образования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  • определены дидактические условия развития познавательной активности школьников посредством применения компьютерных технологий;
  • разработана методика формирования компьютерных умений и навыков учащихся, основанная на личностном, деятельностном, личностно-ориентированном, системном и инновационном подходах.

Результаты исследования: Активизация познавательной деятельности при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Исходя из этого, важнейшими факторами активизации познавательной деятельности учащихся являются:

  • сотрудничество учащихся и учителя;
  • самостоятельная работа на уроке;
  • применение фронтальной, групповой, индивидуальной форм работы;
  • дифференциация обучения;
  • контроль знаний, умений, навыков;
  • использование занимательного практического материала;
  • создание проблемных ситуаций;
  • поощрение учащихся;
  • проектные работы [3].

Для активизации познавательной деятельности учащихся в старших классах необходимо постоянно держать руку на пульсе, используя различные методы и приёмы обучения. Умение самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным – все эти задачи решает использование компьютерных технологий.

Важное место в комплексе задач обучения занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность, развивать интерес к учению.

Исследователи-педагоги считают, что для активизации мыслительной деятельности учащихся и эффективности обучения уроки должны строиться по принципу логических (мыслительных) заданий, т.е. создания проблемных ситуаций и проблемного изложения материала. Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы с необходимостью вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т.д. К этому ведет такое изложение материала, когда учитель лишь сообщает фактический материал, описывает явления с тем, чтобы учащиеся сами нашли его сущность (причины, закономерные связи, значения), сделали необходимые выводы, опираясь на уже имеющиеся у них знания, жизненный опыт, применили их к решению поставленных вопросов и задач.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. И задача педагога состоит в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности [4].

В первом случае речь идет о самостоятельной познавательной деятельности учителя и учащихся. А во втором – о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности мы включили интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.

На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения. Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения, влияющих на развитие самостоятельности учащихся, является одной из основных задач учителя.

Выделяется три уровня познавательной активности, определяя их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на воспроизводящем уровне познавательной активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня познавательной активности говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться интерпретировать, или трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.

В качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления [5].

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои компьютерные знания и умения.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей., которые требуют применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей компьютеризации учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся за компьютером [6].

В процессе исследования нами было выявлено, что теоретические основы формирования и развития познавательной активности учащихся посредством применения компьютерных технологий в психолого-педагогической литературе не получили должного освещения, поэтому нами были выявлены психолого-педагогические условия развития познавательной активности.

Первое условие – определение уровня. с которого следует начинать формирование и развитие новых умений, необходимо заранее выяснить потенциальные возможности школьников.

Второе условие – наличие полной ориентировочной основы формирования и развития умственной деятельности.

Третье условие – организация учебного процесса с применением компьютерных технологий в соответствии с этапами формирования умственной деятельности.

Четвертое условие – детализация учебного процесса с учетом ориентировочных основ, которые составляются в соответствии с психолого-педагогическими, физиологическими особенностями ученика.

Пятое условие – наличие постоянного контроля за формирующим и развивающим процессом в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий.

Шестое условие – переход от наблюдения развития творческой деятельности к ее оценке согласно критериям.

На основе выявленных дидактических условий были определены компоненты поэтапного развития познавательной деятельности и компьютерных умений и навыков учащихся в процессе обучения:

  • цели и задачи, определяемые требованиями информатизации образования, предъявляемыми на данном этапе к системе общего среднего образования;
  • содержание, определяемое методологическими, теоретическими, психолого-педагогическими основами информатизации образования;
  • организационные подходы формирования и развития познавательной активности посредством применения компьютерных технологий.

Для раскрытия содержания методики формирования и развития познавательной активности школьников нами были выделены следующие компоненты:

  • мотивационный;
  • ориентационный;
  • содержательно-организационный;
  • эмоциональный;
  • оценочный.

Выводы

1. Познавательная деятельность с использованием компьютерной техники и технологий является одной из важнейших составляющих учебно-воспитательного процесса.

2. Произведен достаточный анализ теоретико-методологической литературы, который позволил утверждать то, что процессе развития познавательной активности школьников с использованием компьютерных технологий основывается на концептуальных положениях: информатизации сферы образования, автоматизации и компьютеризации деятельности человека, психологической теории поэтапного формирования умственных и интеллектуальных действий П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, и осуществляется посредством информационных технологий.

3. Выявлены дидактические условия формирования и развития познавательной активности школьников посредством применения компьютерных технологий.