Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SOME FEATURES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

Mahmetova A. 1 Ertaeva L.M. 3 Кerimbekov М.А. 2 Zhunisbekova Z.A. 3 Iztaev Z.D. 3 Koishibaeva N.I. 3
1 Kazakh National Pedagogical University named after Abay
2 Institute of improvement of professional skill of pedagogical workers on the South Kazakhstan area
3 Southern-Kazakhstan state university by name М. Аuеzоv
2049 KB
When choosing this or that teaching methods must be primarily committed to productive results. In this case, the student is required to not only understand, remember and reproduce the acquired knowledge, but also be able to operate them, apply them in practice, to develop, since the degree of efficiency of training depends on the level of activity of learning and cognitive activity of the student. If you need to not only understand and remember, but practically acquire knowledge, it is natural that the student cognitive activity can not be reduced to a hearing, perception and fixation of educational material. The newly acquired knowledge, he immediately tries to mentally apply, applying to their own practice and forming thus a new way of professional activities. And the more actively takes this thought and practical teaching and learning process, the more productive its result.
personality
sources of development
cognitive activity
cognitive activity
levels of learning

Одна из актуальных проблем казахстанского общества, как и актуальных проблем всего мира, – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности – креативность, активность, социальная ответственность, обладание хорошо развитым интеллектом, высокообразованность, профессиональная грамотность. Развитие познавательной активности, умственной работоспособности, познавательной деятельности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни.

Как показало изучение данной проблемы, некоторые психологи определяют познавательную активность как деятельность, в которой ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направляет энергию, волю, действия на достижение позитивного результата. Таким образом, познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение учащимся социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления.

Цель работы: рассмотреть и определить некоторые особенности развития познавательной активности старшеклассников в соответствии с личностно-гуманистическим подходом к образовательному процессу.

Методы исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, относящейся к исследуемой проблеме;
  • наблюдение за педагогическим процессом в начальной школе;
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей.

Результаты исследования: Термины «познание», «познавательная активность», «познавательная деятельность» ученые начали применять сравнительно недавно при описании таких дидактических явлений, как учение, учебная активность, учебная деятельность. Барьером для введения таких терминов и слов, корнем которых является слово «познание», служило опасение, что это внесет путаницу в описание дидактических категорий учения и обучения. Ученые-педагоги исходили из того верного положения, что процесс познания есть высшая форма человеческой деятельности, направленная на раскрытие новых закономерностей движения природы и общества, установление новых знаний о природных и общественных явлениях. Но при этом проводилась грань между познанием и учением: последнее рассматривалось как процесс, направленный на усвоение, овладение уже познанными, систематизированными знаниями о природе и обществе. Такая точка зрения получила широкое распространение в рамках традиционно сложившегося процесса обучения, в котором главными являлись передача учителем знаний учащимся и усвоение учащимися этих знаний. Основной целью этого обучения было формирование у учащихся прочных знаний, умений и навыков.

За последние два-три десятилетия, после известных научно-экспериментальных поисков по построению новых дидактических систем, в теории обучения все чаще стали оперировать понятиями: развитие, общее развитие, формирование, учебная деятельность, учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность. Таким образом, были пересмотрены сложившиеся дидактические точки зрения, дидактические положения о содержании, сущности, организации учебной деятельности школьника и управлении ею. Последнее напоминает квазиисследовательский процесс и опирается на мотивы – узнать новое, «открыть» новое. Хотя порой все эти понятия – учение и познание, учебная задача и познавательная задача, учебная деятельность и познавательная деятельность – рассматриваются как идентичные, тем не менее был сделан большой шаг в сторону понимания психологического смысла дидактических явлений.

Смысл познавательной активности школьника, разумеется, нельзя свести к смыслу познавательной активности взрослого человека, занятого преобразованием действительности, а тем более ученого. Однако есть то главное, что способно внести в учебную деятельность познавательную «струю». Этим главным нам представляется мотив. Мотив познания – личностное состояние; он всегда непосредственно связан с объектом познания и потому является действенным.

Теперь остановимся на структуре познавательной активности школьника. Эта активность по своей психологической природе непрерывна и целостна. Она (как и учебная активность) заполнена множеством автономных единиц, имеющих свои частные задачи. Такая автономная единица есть познавательная деятельность, которая представляет собой конкретное проявление непрерывной и восходящей познавательной активности. В структуре этой активности мы различаем следующие компоненты: мотив как движущую эту активность силу; объект познания, имеющий дидактически организованную форму; способы и средства действия с объектом с целью его усвоения; посредническую роль педагога между познавательными силами школьника и объектом усвоения; результат познавательной активности. В чем же заключается суть развития познавательной активности учащихся? В постоянном и качественном движении этих компонентов: косвенные и «знаемые» мотивы переходят в мотивы прямые, действенные; объект познания все время усложняется с точки зрения его присвоения учащимися; совершенствуются и обогащаются способы деятельности по присвоению, учащиеся нацеливаются на обнаружение новых способов; они все более углубленно осознают изменения в самих себе, которые рассматриваются ими как главные результаты познавательной активности; посредническая роль педагога нацелена на самостоятельную творческую работу школьника.

Однако не всякая педагогическая стратегия может плодотворно влиять на интенсивное развитие познавательной активности. Здесь особую роль играет именно направленность педагогического процесса, в частности процесса обучения. Речь идет не о том, чтобы специально развивать именно познавательную активность и этой задаче подчинять весь процесс обучения, а о том, чтобы познавательная активность каждого школьника находила наиболее благоприятные условия для возникновения, проявления, интенсивного развития в соответствующей воспитательной и обучающей атмосфере. Познавательная активность, страсть к поиску, преобразованию, раскрытию имеет ту психологическую особенность, что она не терпит принуждения, императивности; она обнаруживается в процессе педагогического общения, охватывающего целостную личность школьника. Наиболее эффективным для развития личности школьника, а заодно и познавательной активности как личностной черты является педагогический процесс, в котором отношения с учащимися строятся на гуманных началах.

Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания.

Следуя этому, наше исследование было основано на принципах психологического сопровождения воспитания. Главная цель психологического сопровождения воспитания – создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Центральный принцип психологического сопровождения – ценность личностного выбора и самоопределение в значимых жизненных ситуациях. При организации воспитательного процесса должны быть созданы условия для:

  • личностного развития как реализации индивидом своей потенциальной универсальности и бесконечности;
  • самоопределения – обретения человеком ценностей и смыслов жизни и их реализации;
  • саморазвития – содержательного наполнения человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов и пространства реального действия.

Обучение осуществляется в ходе интериоризации ценностей и смыслов, т.е. путем их усвоения в результате осознания и выбора. Это также предполагает процесс активного порождения ценностей и смыслов самим ребенком. Помощь ребенку в его становлении в качестве субъекта саморазвития и есть основная цель процесса обучения и воспитания.

Основой организации учебно-воспитательного процесса и его психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах. В 6-7 лет ребенок поступает учиться в школу, что кардинально меняет социальную ситуацию его развития. Школа становится центром его жизни, а учитель – одной из ключевых фигур, во многом заменяющей родителей. Согласно концепции Э. Эриксона в этот период формируется важное личностное образование – чувство социальной и психологической компетентности (при неблагоприятных условиях развития – социальной и психологической неполноценности), а также способность дифференцировать свои возможности. Шести-семилетний возраст также относят к критическим. У первоклассника могут проявляться особенности, не характерные для него в обычной жизни. Сложность учебной деятельности и необычность переживаний могут стать причиной тормозных реакций у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных детей. Успех или неудача в школьной жизни определяют внутреннюю психическую жизнь ребенка.

Особую роль в жизни младшего школьника играет учитель. Именно от него во многом зависит эмоциональное самочувствие ребенка. Оценка учителя является для него главным мотивом и мерилом его усилий, стремлений к успеху. Самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна, имеет тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей и во многом зависит от оценок учителя. Преобладание в учебной деятельности у отстающих неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками учителя, ведет к нарастанию у школьников неуверенности в себе и чувства неполноценности. Справедливая и обоснованная оценка учителя, данная ученику, имеет значение для формирования позитивного отношения к нему одноклассников.

Распознать познавательную активность ребенка несложно. Для этого необходимо лишь пронаблюдать за ним и можно заметить следующее:

  • увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;
  • ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончании;
  • проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижения результата, осуществлении контроля;
  • в общении со взрослым задает вопросы направленные на познавательные интересы;
  • эмоциональное отношение к предмету (рассказу. деятельности и т.п.), постоянное к нему стремление.

Познавательная активность может проявляться на различных уровнях. Высокий уровень познавательной активности характеризуется творческим отношением ребенка к окружающему миру, умением нестандартно мыслить, креативно использовать полученные знания.

Познавательную активность детей можно охарактеризовать следующими особенностями:

  • познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира;
  • она проявляется в разных видах деятельности, как правило не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной сфере – ребенка интересует все, что его окружает;
  • познавательная активность младшего школьника ярко проявляется в вопросах, раздумье, сравнении. экспериментировании, постановке и решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;
  • в процессе формирования у ребенка познавательного отношения к окружающему четко прослеживается единство интеллектуального и эмоционального отношения к предметам и явлениям действительности. Ребенок в процессе познания проявляет эмоции, свидетельствующие об отношении к процессу познания;
  • в начале учебы в школе наблюдаются признаки самостоятельности, определенной саморегуляции и самоконтроля познавательной деятельности ребенка, что проявляется в постановке цели, нахождении способа, контролем за процессом деятельности, самостоятельной оценке результата;
  • в процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей;
  • все указанные особенности познавательной активности в младшем школьном возрасте пребывают на уровне становления и после становятся основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности.

По нашему мнению, на процесс развития личности, включающей ее обучение и воспитание, ввиду его многоплановости, может также влиять познавательный интерес. Это определяется также множественностью функций данной категории в процессе обучения. Так, в частности, познавательный интерес может выступать как стимул, средство и результат обучения. В педагогической практике познавательный интерес часто рассматривают как внешний стимул процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставляют активизировать их мышление, способствуют увлеченной работе над поставленной задачей.

Наше изучение показало, что внутренняя суть интереса представляет собой сложное психологическое образование личности, характеризующееся общим уровнем ее развития, запасом знаний, направленностью нравственно-эстетических идеалов. Внешняя форма выражения интереса учащимися проявляется в непосредственной направленности их внимания на тот или иной учебный предмет.

По мнению отечественных психологов М.М. Муканова, А. Алмуратовой, С.М. Илюсизовой, К. Жарыкбаева и др., первоклассники в подавляющем большинстве ориентированы на учение. Суть лишь в том, что ориентацию эту осуществляет не познавательный интерес, а сама значимость для них школьной жизни. Это ориентация социальная.

В начале обучения знания учащихся ограничены, идет усвоение отдельных фактов, сторон учебных предметов. По мере расширения знаний специфическое содержание предметов выступает все более определенно. Поэтому интересы школьников лишь постепенно начинают группироваться вокруг определенных учебных предметов, но процесс дифференцировки начинается у некоторых учащихся уже с первого класса. Решающим условием возникновения интереса к отдельным учебным предметам является выделение в сознании специфического содержания данной научной области, например, математики. Это характеризуется переключением интереса с конкретных фактов и событий на закономерности. Подавляющее большинство учащихся начальных классов интересуется еще преимущественно фактами, но некоторых начинают интересовать и связи между фактами, то есть у них возникает новая направленность учебных интересов в сторону раскрытия закономерностей окружающей ребенка действительности.

Источником развития познавательного интереса, по мнению современных психологов Гамезо М.В., Фейгенберга И.М., может выступать любая деятельность с познавательным началом, так как в процессе нее возникает потребность в знаниях, необходимость поиска ответов. В младшем школьном возрасте таким источником является учебная деятельность.

Уровни усвоения знаний в процессе учебной деятельности могут быть представлены следующим образом (здесь мы придерживаемся общепринятой точки зрения):

1 уровень – репродуктивный – знания учащихся выступают как осознанно воспринятая, зафиксированная в памяти и воспроизводимая объективная информация о предметах познания.

2 уровень – реконструктивный – знания проявляются в готовности и умении применять их в сходных стандартных или вариативных условиях.

3 уровень – творчески-продуктивный – знания и усвоенные способы действий учащиеся применяют в измененных, нетипичных ситуациях, осуществляется самостоятельное решение проблем и задач повышенной трудности.

Таким образом, анализ проблемы развития познавательного интереса послужил основанием для следующих выводов:

В учебной деятельности познавательный интерес выступает в многоплановой роли: как средство, сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, и как результат обучения; как черта личности, способствующая ее направленности.

Как и любое другое свойство личности, познавательный интерес развивается в деятельности, в тесной связи с другими потребностями и мотивами.

Интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями.

Выводы. Учебно-познавательную деятельность младшего школьника стимулирует искреннее и оптимистическое отношение педагога к его успехам и неуспехам. Здесь главное, чтобы дети чувствовали гордость педагога за свой класс, за каждого ученика. Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребенка таким, какой он есть, с тем опытом, который у него уже имеется, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех ее проявлениях и стать ее соучастником. Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и с помощью тонких педагогических инструментов направить жизнь и учение каждого школьника на познание мира и утверждение добра.