Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: Достижение социальной компетентности обучающихся; гарантия прав граждан на качественное образование; формирование ключевых (базовых) компетенций; обеспечение компьютерной грамотности.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Результатами обучения в школе должно стать овладение учащихся ключевыми компетентностями, способность к осознанному выбору профессии, приобретение навыков самообразования. В течение ряда лет мною ведется работа по формированию ключевых компетентностей на уроках математики, и система, которая сложилась, в полной мере удовлетворяет всем требованиям компетентностного подхода и позволяет решить поставленные задачи в комплексе. Основными противоречиями, которые способствовали осознанию необходимости поиска подходов к формированию компетентностей, являются противоречия:
- между необходимостью обществу в личностях, готовых практически решать задачи, встающие перед ними, жизненные и профессиональные проблемы, готовых включиться в дальнейшую жизнедеятельность и существующим уровнем готовности к жизни в социуме у выпускников школы;
- между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени;
Ведущая идея Концепции 12-летнего образования в Республике Казахстан – это овладение каждым учащимся совокупностью коипетентностей, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личностной и общественной жизни. Сущность идеи Епишева О.Б. о технологии преподавания математики на основе деятельностного подхода опыта заключается в создании элементов системы по формированию базовых компетентностей учащихся на уроках математики, а также через дополнительное образование и внеклассную деятельность. Актуальность изучения данного вопроса обусловлена веянием времени. Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобретают характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, стремление творчеству и умение решать нестандартные задачи становиться основой процесса, устойчивости и безопасности страны.
Выпускники школ Казахстана должны понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться изменившимся условиям в течение всей своей жизни. Традиционно цель школьного образования определялась набором знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенция» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образований. Несмотря на то, что повышение качества образования и формирование компетентностей зависит от многих факторов, основным являются повышение педагогической компетентности педагога и создание условий по формированию у учащихся ключевых компетентностей – информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем (самоменеджмент).
Одним из приоритетов требований нового государственного образовательного стандарта 12-летнего образования становится формирование коммуникативной компетентности в организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Коммуникативная компетентность позволяет:
- использовать разнообразные средства устной и писменной коммуникации на казахском и других языках для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях;
- отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач;
- выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета;
- осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур, приверженцами других точек зрения, позиций, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации;
- строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата.
Выделяются три уровня овладения компетентностями, соответствующие трем ступеням общего среднего образования.
По завершению каждой ступени среднего общего образования учащийся должен демонстрировать владение указанным минимальным объемом видов деятельности, составляющих ключевые компетентности.
Анализ литературных данных. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время именно школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
В ее структуре выделяется следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее: – содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них; – все компоненты (направления) должны быть включены в работу; – более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.
Материалы и методы исследования
Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе школы. Сегодня существуют лишь отдельные ее положения. Основные субъекты: завуч, учителя и психолог, работающие во взаимодействии. Завуч организует работу по формированию ключевых компетентностей и обеспечению школьной адаптации. Развитие коммуникативной компетентности школьника должно: включать в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и просветительную с родителями и педагогами; согласованным образом осуществляться в процессе учебной, внеучебной деятельности и специально организованных занятий (например, «Уроки общения»).
Этапы работы в рамках данной системы: 1) диагностический; 2) коррекционно-развивающий; 3) контрольный. Диагностический этап осуществляется педагогом и психологом. Педагог на основе наблюдений определяет уровень и особенности сформированности общения детей, психолог с помощью проективных методик – черты самовосприятия и самоотношения (уверенность, неуверенность, завышенную самооценку). Полученная информация используется для индивидуально-типологического подхода в процессе коррекционно-развивающей работы, проводимой психологом или педагогом, овладевшим необходимыми технологиями, либо совместно двумя специалистами. На заключительном этапе с помощью повторной диагностики определяется эффективность работы.
Результаты исследования и их обсуждение
Содержание среднего образования РК с 12-летним сроком обучения ориентировано на овладение каждым учащимся совокупностью образовательных компетенций. Знания, умения и навыки (ЗУНы) не являются основной целью, а становятся лишь средством и базой для развития личности, формирования и развития образовательной компетентности, которую можно условно разделить на три группы: информационную, коммуникативную и индивидуально-личностную. Кроме того, от школы требуется создать условия для развития творческой личности. Востребованной становится такая компетенция, как креативность, для которой характерна непредубежденность, преодоление стереотипов мышления и широта взглядов. Креативные люди создают окружающую среду, которая поощряет создание более эффективных способов деятельности, они осознают важность непрерывного обучения как залога для успешного творчества. В современных образовательных концепциях декларируется развитие творческой личности, но недостаточно разработаны пути практической реализации этой цели. Творческое мышление – «один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов» [1-3]. Таким образом, понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также образных форм.
В практической деятельности даже сильные ученики, обладающие хорошим математическим мышлением и большим запасом знаний, оказываются не готовы работать в новых для себя ситуациях, далеко не всегда способны применить имеющиеся знания и навыки при решении нестандартных задач как на уроках, так и в жизни. Это происходит потому, что у учащихся не сформирована математическая компетентность, так как традиционное изучение математики самоцелью видит освоение ЗУНов (знаний, умений, навыков) и не предполагает выход «за его пределы» – качественного развития интеллектуально-творческого мышления, являющегося составной частью математической компетентности. На Первом Съезде учителей математики Республики Казахстан в г. Астана, 11-12 мая 2011 года было представлено два подхода к определению математической компетентности: «1. Математическая компетентность – это способность использовать математические знания как ресурс для эффективного разрешения проблемы. 2. Математическая компетентность – наиболее общие математические знания и умения». Я буду оперировать первым значением.
Мы живем в мире информации. Чтобы быть успешным, необходимо уметь работать с информацией, воспринимать ее, обрабатывать и уметь передавать. Кроме того, школа должна учить ребенка общению, умению дискутировать. Поэтому параллельно с формированием ЗУНов и способов учебных действий (СУД) в школьном курсе изучения математики должна идти работа над формированием и развитием коммуникативной компетентности. Сформированность этих блоков (ЗУН и СУД, коммуникативная компетентность) позволит говорить о наличии математической компетентности. Таким образом, развитие и формирование коммуникативной компетентности является необходимым условием формирования математической компетентности. Поэтому в 5-6 классах на уроках математики необходимо большое количество времени уделять становлению коммуникативных навыков. Для реализации этой цели можно использовать представленные ниже методические приемы по формированию и развитию коммуникативной компетентности.
Заключение
Хорошо развитая устная и письменная речь учеников качественно отличает их от сверстников: они любопытны, пытливы, педантичны к прочитанному и услышанному. Коммуникативная компетентность современных подростков также проявляется и в свободном владении ими информационными технологиями. Ребята могут участвовать в мероприятиях дистанционного характера, которые проводятся с помощью информационных технологий. Таким образом, процесс формирования интеллектуально-творческого мышления становится более интенсивным и качественным. Если параллельно с формированием и развитием коммуникативных навыков идет работа над становлением устойчивой мотивации к предмету, способов учебных действий, то можно говорить об эффективном процессе формирования математической компетентности.