Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CHILDREN OF PREPARATORY GROUPS OF SYSTEM TWELVE-YEAR EDUCATION

Halmatova A. 1 Sikhimbayeva S.M. 1
1 South Kazakhstan State University named by M. Auezov
2107 KB
Preschool education is the first step of continuous education of the person. In this regard education of children of preschool age has to be based according to the general ideology of modernization of the general education of Kazakhstan according to which not the system of knowledge, skills in itself, and mastering the child a set of kompetentnost becomes the main result of activity of educational institution.
зreschool education
knowledge
skills
competence

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.) [1].

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» – «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» – «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Анализ литературных данных

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:

1) опыт общения ребенка со взрослыми;

2) опыт общения со сверстниками;

3) индивидуальный опыт ребенка;

4) его умственное развитие [2].

На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет. К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают устойчивый и осознанный характер.

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей [3,4].

Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте – расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.

Материалы и методы исследования

1. «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет» М.И. Лисиной.

2. «Тест для изучения коммуникативных умений детей 4-7 лет» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой;

3. «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой

4. Тест «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А. Калягиной;

При проверки результативности работы были провели контрольное исследование, которое показало эффективность этой работы. У больших детей наблюдается внеситуативное общение со взрослым, что свидетельствует о развитости коммуникативной компетентности; улучшилось качество партнерского диалога и сотрудничества; уровень развития речевой коммуникации качественно изменился. И что при разработке форм и методов работы с детьми необходимо соблюдать следующие условия:

  • создавать ситуации коммуникативной успешности;
  • стимулировать коммуникативную деятельность, используя проблемные ситуации;
  • устранять коммуникативные трудности;
  • ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;
  • проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;
  • мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
  • обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;
  • моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
  • в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;
  • признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.

Результаты исследования и их обсуждение

Планирование и организация деятельности основаны на личностно-ориентированном, субъектно-деятельностном и комплексно-тематическом подходах, что предполагает соблюдение принципов комплексности, сотрудничества, субъектности, паритетности, диалогизма, сотворчества, соразвития, психологического принятия каждого участника в процессе игрового взаимодействия. В игровом общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности, который не только учит ребенка способам общения, взаимодействия, поддержки друг друга, проявлениям понимания, сочувствия и многому другому, но и сам одновременно расширяет свои знания, обогащается новыми способами педагогического общения, развивается личностно и профессионально. Взрослый для ребенка выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять, принять и позитивно оценить суждения, вопросы и предложения ребенка. Потребность в уважении и признании становится основной потребностью, побуждающей не только ребенка к общению, но и взрослого к самосовершенствованию в постижении тайн детской души.

Вся работа с детьми осуществлялась в форме игр-путешествий в Африку, Морское царство и другие страны – реальные и вымышленные.

Первый этап – мотивационно-подготовительный. Главные задачи данного этапа – заинтересованность – увлечь детей предстоящим путешествием и подготовиться к нему. Предметно-развивающая среда группы начинает наполняться разнообразными материалами по теме путешествия: открытки, картинки, игрушки, художественная литература, фотографии и пр. К сбору материала обязательно привлекаются родители. Появление новых материалов в группе вызывает у детей интерес, вопросы, обсуждение. Наконец принимается совместное решение о выборе направления путешествия и начинается активная подготовка. По карте определяется маршрут, виды транспорта, на котором дети будут добираться до намеченной цели, развивается планирующая функция мышления. Совместно с педагогом каждый ребенок изображает схему путешествия, обучение моделированию. На этой схеме обозначаются и подписываются пункты остановок по маршруту следования. И вот в один из дней дети строят поезд, пароход, звездолет, конфетолет или что-то еще и путешествие начинается. Совершенно очевидно, что уже на этом этапе решается ряд коммуникативно-развивающих задач: дети включаются в разные формы коммуникации – дискуссии, деловые споря, предложения, вопросы, обсуждения , распределение ролей на период поездки по маршруту на разных видах транспорта, обмен информацией, формируется взаимопомощь, радость общего переживания, ожидания чего-то совершенно необыкновенного. Развивается речь, способность к диалогу, формируются способы игрового общения и потребность проявить себя, свои возможности.

Второй этап – основной. На данном этапе реализуется замысел игры и решаются разнообразные развивающие задачи, в процессе самых разных форм игровой деятельности. Остановимся на некоторых из видов деятельности, в процессе которых процесс общения и взаимодействия детей является наиболее интенсивным. Хочется заметить, что сделать это достаточно сложно, ибо общение включено в любой из видов деятельности детей в ходе игр-путешествий. Это обсуждение и уточнение маршрута экскурсии в музеи, в которых экскурсоводами, наряду с педагогом или родителями являлись специально подготовленные дети, отгадывание соответствующих загадок. Дети совместно выполняли панно, макеты замка Снежной королевы, Морского царя и многого другого, что требовало от них умения договариваться, согласовывать свои действия, задавать вопросы и отвечать на них. Дети лучше узнавали возможности друг друга, что способствовало формированию симпатии и уважения, при всем детском эгонцентризме, развитию доброжелательных отношений. Дети придумывали загадки, брали интервью у местных жителей (приглашенные и подготовленные педагоги других групп, родители и другие сотрудники детского сада). Их словарь обогащался терминами обозначений различных предметов и орудий труда той страны, по которой проходила поездка. Дошкольники играли в народные игры, читали и рассказывали сказки, посещали музыкальные и драматические театры. Устраивали игры-драматизации: Лечили заболевших, покупали сувениры, изготовленные самими детьми (продуктивная деятельность) или вместе с родителями, т.е. внутри путешествия было много ролевых игр, организованных как педагогом, так и детьми. Все невозможно перечислить. Деятельность детей безусловно сопровождалась как свободным так и организованным общением. Они устраивали способы общения разных типов: игрового, делового, духовного; упражнялись в использовании разнообразных средств общения – вербальных и невербальных.

Целью коллективной творческой деятельности» Космической игры-путешествия» при подготовке и проведении стало формирование у детей представлений о космосе, солнечной системе, об участии человека в освоении космоса. Дети вместе с воспитателями изготовили макет Солнечной системы, а вместе с родителями они подготовили небольшие сообщения, связанные с освоением космоса, на заключительном этапе игры проводился интеллектуальный конкурс – все дружно разгадывали кроссворды!

Заключение

Процесс организованной коллективной творческой деятельности способствовал:

  • развитию интереса к познавательной деятельности у детей;
  • развитию коммуникативных навыков, в частности – умению договариваться, взаимодействовать друг с другом, общаться;
  • формированию управленческих, организаторских способностей и умений детей (постановка задачи, планирование своей работы, оценка своей работы);
  • позволил раскрыть творческий потенциал детей (и их родителей).

Путешествие в «Страну Добра» предполагало оптимальное сочетание детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательной, речевой, двигательной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной и пр. Применяемые методы способствовали развитию эмоционально – мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста, их направленности на усвоение этических, нравственных понятий и норм.

Во вводной части этого путешествия дети учились приветствовать друг друга, знакомились с понятием «комплименты» и упражнялись в их употреблении. В основной части занятия для детей ставилась проблемная ситуация, которую дети учились разрешать в игре-инсценировке, играх-размышлялках. Например, инсценировка помогла детям взглянуть на предложенные неоднозначные ситуации глазами персон-героев и найти правильный выход из сложившейся ситуации (по сценарию), а в играх-размышлялках дети могли оценивать поступки героев рассказанных нами историй. Это позволило им усваивать и употреблять в речи различные этические понятия, находить конструктивные способы поведения и т.д. Побывав в «Стране Добра» дети вспомнили о таких понятиях, как добро и зло, щедрость и жадность, сострадание и равнодушие, узнали что такое «комплимент» и чем он отличается от лести. Целью заключительного этапа занятия было закрепление усвоенного материала и снятие эмоционального напряжения.

Например, был разработан педагогический проект на тему «Почему животные жарких стран не могут жить в наших лесах». Каждый ребенок с родителями собирал информацию и оформлял результаты исследований о животных на выбор. Далее шло совместное обобщение результатов исследования и оформление презентации. В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т.е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.

Руководство воспитателя заключается в создании условий, в поддержке, подготовке материалов для исследования совместно с детьми. Можно отметить, что интерес на занятии и активность детей высокие. Они внимательно слушают, задают вопросы, принимают участие в обсуждении, овладевают мыслительными операциями, приобретают умения открывать новые знания, применять их в новых условиях, участвуют в конкурсах.

Таким образом, применение активных форм организации обучения может способствовать формированию компонентов коммуникативной компетентности.