Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SPECIFIC CHARACTER OF PROJECT BASED LEARNING IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF JUNIOR STUDENTS AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF NATIONAL RESEARCH TOMSK POLYTECHNIC UNIVERSITY)

Bolsunovskaya L.M. 1 Mironova V.E. 1 Iskorkina A.A. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
2081 KB
The given article deals with the problem of sensible application of project based learning in the process of foreign (English) language teaching of junior students at a non-linguistic university. As an example the educational policy of National Research Tomsk Polytechnic University is presented. In the given article special attention is paid to specific character of project based learning use in teaching process, its peculiarities and the most important conditions for the most successful educational activity. In the article the basic requirements and advising to project work organization as well as advantages and disadvantages of the given method that are necessary to consider, are described. The method of project-based learning is presented as one of the most effective methods of foreign language teaching as it contributes to the formation and development of different abilities, skills, general and professional competences important to the modern specialist.
project based learning
project-based learning characteristics
modern requirements in education
specific character of education
non-linguistic university

В современном мире образование является основой формирования личности специалиста, востребованного в условиях постоянно развивающегося общества, способного адаптироваться в изменяющейся среде, определять и анализировать проблемы профессионального характера, критически их оценивать и находить пути решения.

За последние годы в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков появились разные направления обучения данной дисциплине. В статье представлена проектная методика как один из наиболее удачных и эффективных способов обучения.

В настоящей статье рассматривается вопрос о создании эффективных условий использования проектной методики в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов.

Объектом исследования является процесс обучения английскому языку студентов младших курсов Национально исследовательского томского политехнического университета.

Цель настоящей статьи – выявить организационно-педагогические условия использования проектной методики при обучении студентов неязыкового вуза иностранному языку.

Главная задача современного обучения иностранному языку в высшем учебном заведении заключается в том, чтобы научить будущего специалиста самостоятельно приобретать и постоянно совершенствовать свои знания и навыки, сформулировать определенную познавательную мотивацию, а также способность активно вовлекаться в регулярно обновляющийся поток научной информации.

Целесообразность совершенствования технологий вузовского обучения посредством внедрения новых организационных форм, методов и приемов обосновывает Ю.Э. Краснов, в условиях усложненных требований к учебной деятельности, «когда обучающиеся хотят услышать что-то принципиально новое, чему-то научиться, прежнее содержание и традиционные методы работы с людьми становятся недостаточными» [4].

Совершенствование технологии обучения в высшем учебном заведении предполагает, прежде всего, полное переосмысление дидактической системы, способствующей формированию и развитию общих и профессиональных способностей и компетенций выпускников вузов.

В образовательной политике делается акцент на интересы студентов; такие качества как индивидуальность, уверенность в собственных возможностях, самостоятельность, образованность, нестандартность мышления, инициативность считаются ключевыми. Процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе заключает в себе специфические особенности, богатый потенциал, имеющий определенное значение в развитии человека как индивидуальности

Иностранный язык становится все более важным компонентом международной интеграции образовательных стандартов, поскольку владение иностранным языком позволяет получить широкие возможности свободного обучения в разных странах мира, перехода из одного вуза в другой; повышает уровень академической мобильности; предоставляет возможность работать в профессиональной команде совместно с носителями языка, а также повышает конкурентоспособность специалистов профессионалов, как на российском, так и на международном рынках труда [1].

Целью модернизации языкового образования (содержания и методик обучения) в современном вузе является повышение эффективности учебного процесса. [1].

Современные условия успешного обучения требуют развития у студентов востребованных сегодня умений: глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении на иностранном языке, умения работать в команде.

Томский политехнический университет среди приоритетов своего развития видит расширение международного сотрудничества с ведущими в мире университетами и научными центрами, внедрение в учебный процесс лучших достижений мировой высшей школы. Важным элементом в подготовке выпускников, обладающих современными компетенциями, востребованными на мировом рынке труда, является участие студентов в программах академической мобильности.

Под академической мобильностью понимается освоение студентом части образовательной программы в другом вузе, как правило, осуществляемое на основе договоров ТПУ с вузами-партнерами. Студент приобретает практический опыт использования иностранного языка, как в профессиональной сфере, так и для повседневного общения [6].

Для достижения целей высшего профессионального образования, для успешной деятельности студентов во всех указанных выше направлениях, в процессе обучения применяют различные методики и приемы.

Метод проектов – это технология обучения, в основе которой лежит моделирование социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. Под понятием «проект» подразумевается самостоятельная запланированная и проводимая на иностранном языке деятельность, например выпуск газеты или журнала, написание статей, организация выставки, концертов и др. [7]. Работа над проектом позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения, повышать уровень активности и самостоятельности в решении учебных задач на иностранном языке. Реализация метода проектов позволяет сформировать умения отдельного студента или группы применять полученный в процессе обучения опыт; приобретать более обширные знания о предмете исследования и взаимодействовать с другими участниками своей группы; показать уровень владения иностранным языком; создать прочную языковую базу у обучаемых; научить студентов принимать личную ответственность за успешность обучения. Представленный метод способствует созданию условий для развития индивидуальности, формирует независимое мышление и помогает студентам запоминать нужную информацию, воспроизводить полученные знания, а также активно использовать их в практической деятельности. В процессе обучения необходимо дать возможность студенту понять, что он является индивидуальностью, которая способна не только наблюдать и оценивать действительность, но и планировать, осуществлять определенные изменения для повышения уровня владения иностранным языком; совершенствовать навыки коллективных форм работы, самостоятельно добывать знания.

Характерными чертами метода проектов являются: 1. значимая проблема в исследовательском и личностном плане, для решения которой необходимо применять комплекс знаний, умений и способностей студентов, например, организация путешествий; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи и проведения досуга; проблема приобретения собственного жилья в разных странах и его обустройства; проблема отношений между поколениями и т. п.; 2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов деятельности (например, доклад и выступление на научной конференции, оформление стенгазеты, дизайн интерьера дома, ремонт квартиры, планировка парка и т. д.); 3. планирование и реализация различного рода самостоятельной групповой (в парах, индивидуально) работы студентов, как во время занятий, так и за пределами университета; 4. детальная подготовка и структурирование содержательного аспекта составляемого проекта (распределение ролей в группе, примерное вычисление поэтапных результатов); 5. применение исследовательских методов: выявление цели учебной деятельности, формулировка гипотезы, анализ теоретических источников и полученных результатов, метод «мозговой атаки», защиты проектов и др. [5].

Планируя работу с учебным проектом на иностранном языке, следует учитывать ключевые условия:

– тематика учебных проектов может иметь отношение, как к стране изучаемого языка, так и к месту проживания студентов, выполняющих данную деятельность;

– студентов необходимо направлять на сравнительный анализ, сопоставление определенных событий, фактов из жизни представителей разных национальностей и стран, подходов к решению тех или иных проблем;

– проблема, которая предлагается студентам, формулируется таким образом, чтобы направить их на включение аутентичных источников информации;

– оформление проекта должно быть запоминающимся и интересным;

– тематику проектов следует выбирать в соответствии с интересами студентов;

– обучающихся необходимо направлять к привлечению информации из различных сфер знаний и дисциплин [2].

Основными достоинствами метода проектов можно считать следующее: 1. проектный метод обучения иностранным языкам отличается высокой коммуникативной направленностью и активным вовлечением студентов в образовательный процесс; 2. личная ответственность каждого студента за успешность учебной деятельности; 3. помимо увлекательной работы над проектом, активно осуществляется процесс по формированию прочной языковой базы у студентов; 4. применение метода проектов способствует созданию определенных условий для формирования личностных качеств студентов, поскольку он развивает критическое мышление и учит их не просто пассивно усваивать и воспроизводить информацию, которую они получают на занятиях, а уметь активно использовать знания в практической деятельности; 5. В ходе работы над учебным проектом студенты учатся быть инициативными [3]; 6. Во время защиты проектов студент выступает как индивидуальность, способная не только воспринимать действительность, но и реализовывать необходимые действия по совершенствованию уровня владения иностранным языком.

Однако в процессе реализации данной методики необходимо учитывать некоторые трудности: 1. определенные психологические проблемы у студентов, которые предпочитают работать самостоятельно, а не в группе. В подобных ситуациях обучающиеся не могут правильно и адекватно планировать и организовывать совместную деятельность, поэтому им следует предлагать индивидуальные проектные задания, в работе над которыми студенты будут иметь возможность проявить свои способности в психологически благоприятных условиях. 2. Проследить деятельность каждого студента над проектом удается не во всех ситуациях, особенно если речь идет о групповых долгосрочных проектах, в которых задействовано значительное количество участников; 3. проектный метод требует наличие определенных знаний и умений у студентов, необходимых для выполнения подобного вида работы, таких как умения работать в коллективе, заниматься поиском и отбором необходимой информации, распределять роли, планировать учебную деятельность, применять творческий потенциал, успешно демонстрировать результаты проектной работы;

4. недостаточная подготовленность преподавателя к проектным формам работы, незнание основных требований по организации и проведению подобных мероприятий, принципов и характеристик данного метода; 5.сложность планирования определенной серии занятий и консультаций по проекту, что связано с рядом операций и этапов работы, значительным количеством обрабатываемой информации и участников проектной деятельности, трудностями по установлению временных рамок и сроков; 6. непривычность данной формы работы в образовательных учреждениях. Данная трудность особенно актуальна для тех преподавателей, которые обычно применяют традиционные формы работы на занятиях, не уделяя должного внимания развитию творческого потенциала студентов в контексте обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Для будущего специалиста знание иностранных языков в сочетании с проектной деятельностью оказываются основополагающими. Следовательно, необходимо пересмотреть процесс обучения иностранным языкам таким образом, чтобы студенты еще на младших курсах учились развивать ключевые умения и компетенции, связанные с их будущей профессией.

Исходя из того, что к современным специалистам предъявляются высокие требования, перед студентами ставятся новые коммуникативные задачи, которые решаются с точки зрения иностранного языка. Эти задачи заключаются в развитии коммуникативной иноязычной компетенции, расширении кругозора, развитии критического мышления, развитии умений осуществлять поиск, пользуясь мировыми информационными ресурсами и и активном участии в образовательном процессе, включающем разнообразные современные методы обучения.

Апробация метода проектов со студентами неязыковых специальностей в обучении иностранному языку эффективно раскрывает их потенциал к овладению ключевых умений и компетенций, способствует формированию самостоятельной успешной личности обучающихся.