В последние годы стали все более осознаваться пределы дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста. Это сказалось, прежде всего, на искаженности и размытости представлений личности о ценностях, что обусловило «выдвижение» на первый план таких понятий, как материальное благополучие и увлекательная жизнь, социальное одобрение и восхищение; и «отступление» на второй план таких категорий, как «мир на земле», «отсутствие войны», «охрана природы», «дружба», «творчество» и пр. Между тем, с точки зрения объективных законов существования, социальная система «общество» постоянно восстанавливает свою целостность через воспроизводство культуры и интеллекта. Поэтому развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть и что он может сделать с тем, что имеет. В этом смысле рождается идея о том, что любую деятельность по развитию необходимо осуществлять в гармонии с культурой, в рамках которой она происходит, даже основываться на ней. А главное – в этих рамках целесообразно находить устойчивые переходы между ценностями (составляющими основу общества) и необходимой модернизацией (несущей в себе заметные перемены).
Материал исследования. Одной из важнейших ценностей общества, составляющих его основу и в рамках которой возможно осуществление этих самых устойчивых переходов, является образование, которое представляет собой один из главных компонентов культуры, развивающейся в конкретной культурной среде, на стыке науки и морали. Отсюда можно сделать вывод, что подразумевающиеся в категории «образование» понятия «образ» и «образец» воплощаются в индивидуально-самобытные формы в соответствии с культурой общества. Человек «образовывается» в смысловом поле определенных знаков, значений, нравов, ценностей, идеалов, присущих данному конкретному народу. Это, в свою очередь, позволяет производное от слова «образ» и дополненное протяженностью слово «образование» трактовать и как «изменение образа внутреннего, связанного с внешней мыслью, словом, движением».
Если суммировать сказанное, то можно заключить, что образование как важная составная часть культуры представляет собой не что иное, как воплощение в каждом формирующемся человеке ряда ценностей, реализацию идеального, материализацию духовного.
Также можно сделать вывод, что культура общения – это личностное интегрированное качество, составной частью которого является не просто система передачи информации, а такое его состояние, когда происходит преобразование в другое качество (другую сущность) на основе проектирования и организации диалога, дифференциации, интеграции знаний и др. Вместе с тем, культура общения всегда предполагает взаимодействие ее носителей, и в этом аспекте приобретают особую остроту проблема взаимодействия языка, мышления и культуры в ситуации многоязычия и двуязычия как одного из путей осуществления межкультурной коммуникации. Доказательство данных выводов и составит цель нашего исследования.
Этапы исследования
Как любое философское, социальное, психолого-педагогическое явление, культура выполняет ряд функций, хотя одной из наиболее значимых является нормативная функция. Культура создает необходимые условия, формирует среду, в которой прорабатываются специфические человеческие состояния, отношения и поступки, социализируется каждая отдельная личность в пору ее взросления. Во взрослой своей жизни люди придерживаются выработанных культурных навыков и передают их новым поколениям.
Следовательно, культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни, которая организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Одним из важнейших вопросов современности является вопрос о соотношении глобализации и культуры. Само развитие понятия «культура» привело к глобализации, глобализация есть лишь следствие того искажения понятия «культура», которое произошло в истории развития человечества и здесь глобализация есть следствие того мышления культуры, которое человечество практиковало в течение долгого времени своей истории.
Каждое общество (а порой и отдельные его социальные группы) вырабатывает определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения. Здесь подчеркнем, что культура – понятие более широкое, нежели общение, она включает в себя все материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. Вместе с тем культура включает в себя способы человеческой деятельности, тот круг форм, приемов и норм, которые характеризуют особенности функционирования общества и без которых невозможно его существование. В этом плане можно говорить о культуре производства, отдыха, общения, тем самым предусматривая широкий смысл понятия «культура», когда культура включает в себя нормы и способы их реализации в человеческих отношениях. Но есть и более узкий смысл в понимании культуры, когда она определяется степенью владения людьми навыков общения, созданных и принятых в конкретном обществе.
Таким образом, культура общения представляет собой совокупность норм, способов, форм взаимоотношений людей как своеобразных эталонов общения. Кроме того, так как формирование культуры общения является одним из сегментов нравственного воспитания, то сформированная нравственная культура (или истинная духовность), проявляется, во многом, именно в культуре общения, и, в то же время, культура общения не станет естественным продолжением личности, если она не основана на этических ценностях, положенных в основу мировоззрения человека. Нельзя забывать, что культура общения представляет собой единство личностно-важных мировоззренческих установок, ставших ценностными убеждениями человека и поведения, согласованных с требованиями как морали, так и этикета. На основании данного факта формирование культуры общения должно пониматься как часть процесса нравственного воспитания, где преимущественное внимание уделяется формированию навыков поведения и общения, но немаловажным является и этическое их наполнение.
В последнее десятилетие многие ученые активно разрабатывали проблемы культуры общения и ее формирования, предлагая практические рекомендации. Различные аспекты проблемы общения исследовали А.А. Бодалев [3], И.С. Кон [14], А.А. Леонтьев [15], Н.Д. Творогова [25], А.Л. Свенцицкий [22] и др. Однако анализ научной литературы показал, что особенно актуальным является направленное формирование культуры общения в непедагогических вузах, так как в них недостаточно использованы возможности учебно-воспитательного процесса, отсутствуют единые требования к организации воспитательной работы и т.д.
Все вышеизложенное позволяет констатировать тот факт, что проблема формирования культуры общения обусловлена и тесно связана с необходимостью повышения качества подготовки специалистов, что усвоение и применение студентами общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей, а также реализация их непосредственно в общении, способствуют не только личностному и духовному развитию молодежи, но и выявлению социального, профессионального потенциала специалиста.
Правда следует иметь ввиду, что в связи с этим понятие «культура общения» должно быть существенно расширено. Определяя его, следует брать за основу широкое понимание культуры как специфически человеческого способа деятельности, включающего в себя внебиологически выработанные механизмы (и, соответственно, «умения» их актуализировать), благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется активность людей в обществе.
Впервые сформулированное Э.С. Маркаряном, такое понимание получило распространение в науке и в том или ином виде присутствует в работах Э.В. Соколова [23], М.С. Кагана [11] и др. Понимание же культуры общения включает в себя специфические человеческие способы поведения, согласно социальным нормам, которые обеспечивают протекание процесса общения между людьми. Общение в подавляющем большинстве случаев является не самоцелью, а средством решения иных, некоммуникативных задач. Общение выполняет в коллективной и групповой деятельности людей коммуникативно-связующую роль. Содержание и форма, в которой протекает общение, обусловлены той конкретной деятельностью, в которую оно включено.
Общеизвестно, что важнейшим механизмом, обеспечивающим культурную идентификацию, является язык. Однако его необходимо рассматривать и как живой организм, в котором отражаются судьбы, думы и стремления народа, и как средство формирования духовно богатой личности, умеющей строить толерантно свои отношения с людьми иной национальности, а так как это невозможно вне контекста национальной духовной традиции, то усвоение языка означает приобщение к ней, погружение в сокровищницу национальной культуры.
Кроме того, важно помнить, что инструменты, средства, способы, используемые в процессе общения, являются продуктами культуры. К культуре общения относятся фактически все способы поведения, посредством которых осуществляется общение; слова, организованные в речь; динамические характеристики речи, интонации, жесты, мимика, пантомимика и т.п. – словом все то, что обеспечивает возможность межличностного взаимопонимания и взаимодействия людей.
Основным ядром новой парадигмы анализа общения, порождения и восприятия речи, формирования языковой способности личности явилась теория речевой деятельности. Она возникла на базе общей теории деятельности А.Н. Леонтьева, который в свое время разработал ее на основе психологической характеристики личности [16]. Понятие «деятельность» базируется на отношениях субъекта и объекта, являющихся основным звеном. В центре понятия «деятельность» находится субъект деятельности, преобразующий окружающий мир в соответствии со своими целями и потребностями, так как «всякая деятельность связана с потребностью» [16]. Анализ способов межличностного взаимодействия, на наш взгляд, позволяет выделить три основные аспекта.
Первый аспект можно назвать культурно-историческим, так как исследователи рассматривают организацию взаимодействия между людьми в обществе. Проводится сопоставление норм, регулирующих общение на разных стадиях культурно-исторического процесса (например, вертикальный срез, технология интерактивного обучения). Осуществляется описание способов общения, принятых в какой-либо относительно изолированной общности (горизонтальный срез).
Второй аспект исследований – социологический. В его рамках раскрывается специфика межличностного общения людей, принадлежащих к той или иной социальной группе, описываются коммуникативные средства отождествления личности с той или иной социальной группой и реализация тех или иных социальных отношений.
Третий аспект – психологический. Исследуя этот аспект проблемы культуры общения, специалисты обращаются к ее персонифицированной форме – психологическим качествам человека.
Роль общения в формировании личности огромна. Речевое общение во всех его формах и жанрах позволяет человеку в готовом виде получать социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. В общении происходит овладение духовной, интеллектуальной и материальной культурой, познание человеком мира и самого себя, а в результате этого – социализация личности и корректировка поведения человека. Как свидетельствуют психологи, именно вербальное взаимодействие со взрослыми имеет решающее значение как для освоения человеком окружающего мира, так и для овладения им способами мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помощью речевых коммуникативных умений, которые, в свою очередь, вырабатываются и совершенствуются в речевой деятельности.
Общаясь со взрослыми, ребенок не только узнает, как называются те или иные предметы окружающего мира, но и то, как надо обращаться с различными предметами, как устроен мир, как относиться к людям и как общаться с людьми. Вне языковой среды ребенок не может развиваться ни интеллектуально, ни нравственно. В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.
Итак, общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук – философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты. Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека. Социологи исследуют формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами. Психологи рассматривают и форму деятельности, и поведение человека, индивидуальные психотипические особенности общения, и место общения в структуре индивидуального сознания. Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения. Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.
Возникнув из потребности общения (для совместной деятельности по жизнеобеспечению), язык среди множества своих функций выполняет и консолидирующую функцию, причем реализуется она не только в деятельности отдельных индивидов, но и целых языковых коллективов. Это становится возможным благодаря способности Homo Loquens овладевать вторым, третьим и другими языками, чтобы вступать в коммуникацию с носителями другой культуры, другого языка. Реализация этой способности использовать два и больше языков для консолидации в коммуникативных, познавательных, производственно-хозяйственных и др. целях приводит к развитию двуязычия как следствия сосуществования двух и более языков в данном социуме.
В педагогической и психологической литературе чаще используются такие понятия, как «коммуникативная компетентность», «компетентность в общении», «коммуникативная подготовка» или «коммуникативная культура». Во всех этих понятиях акцент смещен на приобретение техники общения, умение поддерживать межличностные контакты и добиваться в общении своих целей, используя при этом оптимальные поведенческие стратегии. В том случае, когда ставится проблема культуры общения, на первый план выступает личность. Культура общения подчеркивает гуманистическую направленность общения, в которой другой человек предстает как высшая ценность, как «тайна, которую надо разгадать».
В заключении особо отметим только несколько основных направлений и точек зрения. Так, теоретическому осмыслению проблемы культуры общения личности способствовали работы по общим вопросам теории культуры таких исследователей, как А.И. Арнольдов [2] и Ю.Р. Вишневский [7].
Общение как динамичный многомерный процесс, характеризующийся многофункциональностью, является предметом комплексного изучения представителей многих наук, однако довольно широко этот процесс разработан в работах таких специалистов в области социальной психологии, как А.А. Бодалев [3], Б.Ф. Ломов [17] и др.
Вопросы о месте общения в системе конкретно-исторических общественных отношений подняты в работах Е.Г. Злобиной [10] и А.В. Резаева [20].
Выяснению содержания общения, его форм, видов и типов, места в структуре человеческой деятельности способствовали труды А.А. Брудного [5] и В.М. Соковнина [24], а также Т.Ю. Бурмистрова [6] и И.Ф. Харламова [27], затрагивающих вопросы культуры межнационального общения, А.В Мудрик [18], В.С. Грехнева [8], В.А. Кан-Калика [12], изучающих проблемы педагогического общения в контексте педагогической культуры.
Огромное значение для понимания проблемы культуры общения личности в условиях современного общества имело изучение работ, анализирующих особенности переходного общества, формы его трансформации, прогнозы на будущее. Это работы А.Г. Здравомыслова [9], Т.А. Алексеевой [1], А.С. Панарина [19].
В отечественной педагогике рассматривается педагогическое общение, которое находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействовать на партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием. С.Т. Каргин исследовал влияние профессионального взаимодействия в вузовском педагогическом процессе на качество подготовки будущих учителей [13]. А.К. Рысбаева исследовала культуру профессионально-педагогического общения в коллективе студенческой группы как условие формирования личности будущего учителя, то есть доказала взаимосвязь и взаимообусловленность культуры профессионально-педагогического общения и формирования личности будущего педагога [21]. О.Н. Франковская под культурой общения понимает нравственно осознанные отношения между педагогом и учащимися, направленные на сближение их сущностных качеств, содержанием которых является культура речи, культура внешнего вида, культура поведения и психология взаимоотношений [26].
Выводы
Таким образом, подведя итог сказанному, можно сделать вывод, что обучающиеся с высокой культурой общения должны обладать знаниями: психологических особенностей человека; психологических барьеров общения и путей их устранения; этикета; основ культуры поведения; основ культуры речи; основ культуры внешнего вида; основ коммуникации; а также получить умения: организовать коммуникативную деятельность; регулировать процессы общения; слушать и понимать; вступать в контакт; выражать свои мысли; воздействовать на других и учиться у них самому; адекватно откликаться на психологическое состояние другого человека и его поведение; выбирать соответствующую форму общения; анализировать себя и других и давать себе оценку; самоопределяться в ситуации и т.д.