В настоящее время приходится слышать нарекания в адрес электронных устройств (компьютеры, мобильные телефоны и т. д.) в случае их негативного влияния на сознание пользователя. Неумение контролировать свои увлечения, погружение в виртуальный мир – это, несомненно, большая проблема отдельных индивидуумов. Появились сведения, что смартфоны и планшеты, якобы уменьшают творческий потенциал личности. Но ведь, на самом деле, век информационных технологий позволяет вносить эффективные и интересные коррективы в организацию учебного процесса. Клиповое мышление, получившее приоритет у новых поколений, можно поставить на службу учебному процессу. Стандартное вербальное преподнесение информации успешно может быть подкреплено специально подобранным видеорядом или даже заменено соответствующим видеофрагментом. Не зря давно существует высказывание, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Прекрасные научно-популярные фильмы по различным естественнонаучным дисциплинам способны стимулировать обучаемого к повышению интереса в области изучаемых им учебных предметов.
Например, физика – наука, связанная с техническими достижениями человеческого интеллекта, способствующая развитию абстрактного, логического и образного мышления, закладываёт обучаемому некий фундамент для самостоятельного создания коллекций наглядных иллюстраций, применимых в учебном процессе. Это могут быть съёмки или каких-либо природных явлений, или процессов, происходящих на производстве и в быту. То есть, обучаемый, получает творческое задание по наблюдению за ними, по выявлению их характерных признаков. В таком случае он переходит из разряда пассивного наблюдателя, которого может быть, мало интересует происходящее, в разряд активного исследователя, стремящегося больше понимать и пытающегося, если необходимо, использовать дополнительные технологические возможности, предоставляемые компьютерными технологиями. Ему предлагается взглянуть на окружающий мир глазами физика. При этом попутно появляется увлекательная возможность – стать сценаристом, режиссером, а может быть, и актёром. Особенно чётко это проявляется, если обучаемые будут производить съёмки каких-либо опытов, где нужно продумать сюжетную линию экспериментов, компоновку и последовательность действий, подбор и наладку необходимого оборудования с целью наиболее эффективного и наглядного раскрытия заявленной темы.
Конечно, такую работу обучаемые могут проводить и в приложении к другим учебным дисциплинам, тем более, что современная молодёжь достаточно уверенно использует компьютерные технологии. Просто для физиков какие-то вопросы могут вызвать меньше затруднений. Хотя, если говорить не о техническом воплощении проектов, а о творческой стороне процесса, то представители гуманитарных направлений, видимо, могут ёще ярче проявить свои таланты и способности.
Таким образом, обучаемые проявляя творческую инициативу и консультируясь с преподавателем, могут на регулярной основе заниматься проектной деятельностью, создавая интересные наглядные материалы, необходимые для учебного процесса. Это могут быть подборки фотографий, видеоматериалы, анимации (разного уровня сложности), статичные рисунки, схемы, диаграммы, выполненные с помощью компьютерной графики и т. п.
Отдельно следует отметить роль анимации. Она незаменима в тех случаях, когда необходима наглядность при рассмотрении процессов, которые нельзя увидеть невооружённым глазом. Также можно осуществить визуализацию образов при обсуждении, анализе и систематизации отдельных рассматриваемых вопросов. Создание анимации, конечно, достаточно сложный процесс, но ведь существуют его относительно простые варианты. Поэтому это не может стать непреодолимым препятствием для современной молодёжи, получающей образование.
Таким образом, творческие задания с применением ИКТ должны занять должное место в системе организации учебного процесса.