Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1
2063 KB

Трудовые отношения, тесно связанные с трудовыми ресурсами, субъективными факторами, более инертная система и недостаточно эффективное функционирование рынка труда обусловлены отсутствием эффективного механизма его регулирования в условиях вступления страны в общемировое пространство.

На сегодняшний день сформировались, в основном, нормативно-правовые, организационные элементы его регулирования, которые ни в коей мере еще не отражают необходимой системы регулирования национального рынка труда, интегрирующегося в международный рынок труда, поэтому необходима разработка механизма регулирования рынка труда и занятости сельского населения [1].

Определяя основные принципы регулирования рынка труда, следует обратить внимание на важность и ответственность, соблюдение международно-признанных норм и правил в аграрной сфере. По мнению ряда российских ученых-экономистов этот механизм охватывает спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Если рассматривать основные принципы механизма регулирования рынка труда в аграрной сфере, то они зависят от текущих и долгосрочных приоритетов социально-экономического развития республики.

Механизм регулирования рынка труда в аграрной сфере – это достаточно гибкая система различных рычагов и инструментов правового, финансового, экономического, социального, организационно-институционального и мотивационного порядка, способствующих эффективному использованию трудовых ресурсов села в реализации поставленных целей социально-экономического развития АПК республики и определенной личности.

Под государственным регулированием рынка труда и занятости трудовых ресурсов села на национальном, региональном и отраслевом уровнях мы имеем в виду прямое и косвенное воздействие вышеизложенных правовых, финансовых, экономических, социальных, мотивационных рычагов и стимулов в решение определенных целей и задач (рисунок).

Выявляя особенности регулирования рынка труда Казахстана, необходимо отметить складывающуюся неблагоприятную ситуацию в части несбалансированной подготовки профессиональных сельских кадров.

Исследование развития трудового потенциала аграрного сектора республики приводит к выводам: процесс приспособления сельского населения к рыночной ситуации носит выраженный деструктивный характер, происходят прогрессирующая деквалификация рабочей силы, качественная деградация трудового потенциала села.

Распределение сельского населения по основным сферам деятельности претерпело за последнее десятилетие значительные изменения. Так, например, в структуре занятости число лиц, занятых сельскохозяйственным трудом, уменьшилось за только минувшее пятилетие с 34,3 до 30,3 %; значительно возросла доля лиц, занятых в банковской и финансовой сферах, количество которых в целом по республике составляет 47,8 %. В аграрном секторе довольно малочисленная (1,6 %) группа частных предпринимателей.

ekonom1.tiff

Нестабильность финансовой и экономической ситуации в стране заставляет многих из них сохранять за собой прежнее место работы, что становится возможным в условиях прогрессирующей скрытой безработицы.

Важным показателем адаптации сельского населения к рыночным условиям является уровень профессионального статуса работающих. Результаты исследования зафиксировали высокий уровень профессионального статуса лишь у 9 % работающих.

Среди них – руководители предприятий и объединений (31 %), работники сферы торговли (9,9 %),финансовых органов и банковской системы (0,3 %), предприниматели (17 %), специалисты сельскохозяйственного профиля (9 %).

На сегодня достаточно остро стоят проблемы материального и информационного обеспечения и выделение перспективных направлений развития профессиональной ориентации сельской молодежи [2]. По нашему мнению, в качестве таких направлений выступают:

– разработка и формирование правовых, социально-экономических, информационно – методических, материально – технических и финансовых основ развития системы профессиональной ориентации сельской молодежи в рамках государственной системы профориентации;

– качественное обновление форм и методов профориентационной работы с сельской молодежью, определение ее стандартов и нормативов на уровне современных достижений отечественной и зарубежной науки и практики;

– обеспечение целостности функционирования различных оргструктур системы профориентации сельской молодежи;

– повышение эффективности труда занятых профессиональной ориентацией сельских специалистов, внедрение действенных форм их материального и морального поощрения.

Реализация отмеченных направлений потребует существенных изменений в организационной структуре системы профориентации. В связи с этим представляется целесообразным введение в школах, межшкольных учебно – производственных комбинатах, профессиональных и высших учебных заведениях должностей профконсультантов, финансирование которых осуществлялось бы из местных бюджетов, средств общественных и молодежных фондов.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что вся профориентационная работа с сельской молодежью должна строиться на основе принципа согласования интересов личности и общества через рынок труда в аграрной сфере, определяющего такие черты, как комплексный характер профориентационных услуг; деятельный подход к решению вопроса профессиональной пригодности; равные возможности получения профориентационных услуг сельской молодежью независимо от пола, национальности, религиозных убеждений; доступность информации о профессии, формах обучения и трудоустройства; добровольность и бесплатность получения профессиональных услуг на гарантированном государственном уровне.