Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1
1
2108 KB

Управление потребностями человека, коллективов предприятий и населения региона и республики в целом, обеспечивая при этом системное развитие каждого человека через механизм, включающий в себя различные методы – это и есть система управления уровнем жизни населения.

Основная часть.Согласно теории управления уровнем жизни населения выделяются 3 основных направления по реализации работ связанных с управлением уровня жизни населения: разработка нормативов уровня жизни; создание системы показателей уровня жизни населения; создание системы управления уровнем жизни населения. Всесторонне изучая теорию управления уровнем жизни населения и опираясь на результаты проведенных анализов, мы приводим разработанную нами модель управления уровнем жизни населения (рисунок).

Управление уровнем жизни населения при помощи создания и доведения общественных, коллективных и индивидуальных наборов товаров и услуг в установленных нормах, нормативах прерогатива субъектов управления и оно реально возможно на основе разработки и использования соответствующего механизма.

В условиях многоуровневой структуры методов управления уровнем жизни населения должно быть единство методов, показателей, рычагов, ресурсов и нормативно-правового обеспечения.

Если на практике происходит реализация управляющего воздействия субъекта на объект управления путем принятия определенных управленческих решений в области улучшения социально-экономического положения, уровня жизни населения регионов в системе управления уровнем жизни, то это значит, что осуществляется взаимодействие между субъектом и объектом управления. Когда субъект управления получает информацию о реализации принятых решений, а также о состоянии объекта, это значит, что реализуется механизм обратной связи.

Следующий блок – это механизм управления уровнем жизни населения, который включает в себя совокупность различных методов управления (экономические, финансовые, административные, социальные, психологические и правовые).

Регулирование цен, тарифов, оптимизация региональных налогов, обеспечение здоровой конкуренции и формирование антимонопольной политики относятся к экономическим методам управления.

Оптимальная структура производства товаров и услуг, адекватной совокупной медицински обоснованной структуре индивидуальных потребностей населения, оптимальной структуре потребностей в общественных товарах и услугах на макро, мезо и микроуровнях, а также оптимальной структуре коллективных потребностей, обеспечивающих рациональное использование финансовых ресурсов для развития человека через экономические методы управления качеством жизни достигается посредством экономических методов. На основе стратегического, среднесрочного и текущего планирования достигается пропорциональное развитие отраслей и регионов. На таких формах реорганизации производства, как техническое перевооружение, реконструкция производства, а также реформирование и структурная перестройка экономики базируются методы управления уровнем жизни населения. Все это обеспечивает производство соответствующих удовлетворению в объемах, качестве и затратах научно-обоснованных потребностей населения региона, и устойчивое снижение вредных последствий производства, влияющих на уровень жизни населения ассортимента товаров и услуг.

Формирование научно-обоснованных норм и нормативов показателей в целях разработки, отвечающих требованиям рациональности и оптимальности, смет расходов на создание удовлетворение потребностей в общественных и коллективных товарах и услугах связаны с финансовыми методами.

Посредством финансовых методов осуществляется распределение, перераспределение финансовых ресурсов по расходной части всех уровней государственной бюджетной системы и бюджетов отдельных хозяйствующих субъектов. Финансовые методы создают основу целевого и эффективного использования финансовых ресурсов. Распределении и доведении до населения регионов общественных и коллективных потребительских корзин в соответствии с установленными нормативами, нормами и стандартами, законодательно утвержденными в размерах, соответствующих состоянию и возможностям развития региональной экономики – основная задача финансовых методов.

Особо значимым для Казахстана является разработка социальных программ развития республики, области, района, города (текущих, среднесрочных, долгосрочных), адекватно и полно отражающих состояние и возможности экономики, обеспечения мероприятиями социальной защиты, социальные гарантии и льготы, которые относятся к социальным методам управления уровнем жизни населения. Разработка потребительской корзины для удовлетворения индивидуальных потребностей населения региона в целом, потребительской корзины общественных товаров и услуг, удовлетворение потребностей в которых является прерогативой региональных и местных органов управления, а также коллективной потребительской корзины, ответственность за удовлетворение в которой должны нести хозяйствующие субъекты, расположенные на территории области относятся к числу основных задач социальных методов управления уровнем жизни населения на уровне региона.

Особо значимым для Казахстана в формировании новых ценностных установок у населения в условиях перехода к рыночной экономике, трансформации ментальности прошлых лет в качественно новое состояние, соответствующий свободному развитию личности, утверждении таких потребностей как самоутверждение, самосовершенствование, системное и постоянное развитие и т.д. – включают в себя психологические методы управления уровнем жизни населения. Все это обуславливает необходимость использования различных форм, приемов избирательного влияния на психологию, поведение личности, социальных групп, общества в целом, формирующее сплоченность, национальную идею объективной необходимости движения общества к качественно новому состоянию в условиях мирового финансового кризиса.

ekonom2.tiff

Модель управления уровнем жизни населения

Таким образом, в вышеизложенной системе методов управления уровнем жизни населения акцент делается на формирование такого механизма управления уровнем жизни, который бы наиболее способствовал значительному повышению уровня жизни.

В целом алгоритм реализации механизма управления уровнем жизни населения выглядит следующим образом: в своей совокупности вся система инструментов методов управления уровнем жизни обеспечивает формирование субъектами управления стандартов потребления товаров и услуг, соответствующих развитию человека адекватному глобальной цели развития государства.

Исходя из вышеизложенного следует, что использование в практике управления уровнем жизни населения предложенного механизма позволит реально оценивая сложившиеся тенденции решать задачи системного управления уровнем жизни в условиях перехода на модель устойчивого развития республики.