Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1
1
2081 KB

Инновационные технологии всегда считались прерогативой крупного бизнеса, серьезные научные исследования под силу тем компаниям, которые могут позволить себе направлять значительную часть средств на внедрение инноваций.

Одним из важнейших источников финансирования инновационной деятельности является венчурный капитал. Понятие «венчур» (venture) в переводе с английского означает «риск», т.е. венчурный капитал – это рисковый капитал.

Основная часть. Рисковый (венчурный) капитал – особая форма вложения капитала в объекты инвестирования с высоким уровнем риска в расчете на быстрое получение высокой нормы дохода.

Венчурная компания – фирма, связанная (или являющаяся объектом инвестирования) прежде всего с венчурным капиталом и представляющая собой деловое сотрудничество собственников компании с владельцами венчурного капитала по реализации проектов с высокой степенью риска с целью получения значительного (выше среднего на рынке) дохода. Венчурные компании с венчурным капиталом различаются в зависимости от отрасли и типов продукции и услуг, так называемые компании «без технологий», «с низкой технологией» и др.

Для развития малого бизнеса в инновационной сфере необходимы инвестиции. Крайне важно и выгодно для МПИД (малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью) привлечь венчурный капитал, так как других способов получения адекватного финансирования для них практически не существует [1].

Обобщение зарубежного опыта показывает, что можно выделить три основные стадии развития венчурной компании, когда фирма может нуждаться в венчурном капитале.

Ранняя стадия: финансирование образования (создания) фирмы; капитал необходим для «закладки фундамента» при основании МПИД на проведение НИОКР, разработку бизнес-плана, на разработку прототипа и образцов продукции и стратегии маркетинга, покрытие предпроизводственных расходов, на формирование первоначального капитала. Финансирование ранней стадии означает самый высокий риск, поэтому у венчурного инвестора есть шанс в случае успеха получить соответственно высокий доход.

Вторая стадия: этап развития; осуществляется переход от создания образцов продукции к налаживанию процесса нормальной производственной и сбытовой деятельности, т.е. на покрытие издержек на изготовление инструментов и оснастки, на маркетинг, создание или расширение необходимых производственных мощностей, а также на формирование оборотного капитала.

Третья стадия: этап закрепления успеха, за которым следует выпуск акций компании в свободное обращение на бирже, а инвестиции нужны для улучшения производственных показателей.

При реализации схем венчурного финансирования в наибольшей степени повышается эффективность НИОКР именно на МПИД. Научные разработки в них ведутся максимально интенсивно, и в течение сравнительно непродолжительного периода все усилия, как правило, сосредоточиваются на одном венчурном проекте. МПИД более умело приспосабливаются к запросам потребителей и, соответственно, имеют более высокую гибкость производства. Немногочисленный аппарат управления не требует больших накладных расходов, позволяет избегать различных бюрократических моментов, снижающих эффективность НИОКР на крупных предприятиях.

МПИД, имеющее перспективную для последующей реализации на рынке в виде продукта или услуги, но не проверенную идею (что обусловливает значительный фактор риска), нуждается в деньгах. Идея оказалась привлекательной и для венчурных инвесторов.

Фонды венчурного финансирования, занимающие особое положение среди инвестиционных институтов, как правило, лишь управляют венчурным капиталом, не владея им. Они получают вознаграждение от собственников капитала в соответствии с условиями договора между венчурным фондом и учредителями венчурного фонда, хотя могут вложить в эти фонды и часть своих собственных средств. Инвестиционные ресурсы венчурного фонда предназначены для венчурных компаний, имеющих шансы вырасти в большие и прибыльные предприятия. Эти шансы сочетаются с отсутствием всяких гарантий успеха, особенно на ранних стадиях разработки нового продукта или новой технологии.

Стратегия венчурного финансирования, основанная на жестком и прагматичном отборе проектов, позволяет выбрать из огромного числа предложений наиболее эффективные, способствующие развитию и повышению научно-технологического и экономического уровня МПИД до лучших национальных и мировых стандартов.

Каждый венчурный фонд заинтересован, чтобы его капиталы были вложены в несколько венчурных компаний (венчурных проектов) на разных стадиях развития (реализации). Кроме того, владельцы венчурного капитала, желая снизить инвестиционный риск, распределяют его по различным отраслям, а для контроля над деятельностью венчурного фонда назначают, как правило, «своего» человека на должность управляющего финансами венчурного фонда. Организация финансирования через финансового посредника позволяет снизить инвестиционные риски за счет диверсификации, поэтому инвесторам это выгодно.

Венчурный фонд предоставляет самые дорогие денежные средства, как правило, в обмен на собственность в венчурной компании. То есть финансируя проект, фонды венчурного финансирования становятся, как правило, его совладельцами, что обеспечивает возможность последующего контроля и управления [2].

Венчурный фонд находится, как правило, в руках высококвалифицированных бизнесменов-производственников. Обычно гениальные разработчики не являются гениальными бизнесменами. Поэтому венчурный фонд предоставляет помощь не только деньгами, но и менеджерами инвестиций и инноваций и является действенным посредником между слабо понимающими в бизнесе и финансах командами разработчиков новых продуктов и технологий и производственниками.

Имея собственную долю в общем деле (в предприятии), венчурный инвестор делит риск с инициаторами проекта (беря, как правило, основную долю риска на себя) в надежде получить значительно более высокую прибыль, чем это можно сделать, приобретая акции предприятия и исходя из принципа: «чем больше риск, тем выше ожидаемый доход».

Объем вложений венчурного капитала обычно достигает значительного уровня и иногда существенно превышает объем капитала, вложенного основателями МПИД. Вкладывая суммы, превышающие капитал владельцев, собственники венчурного капитала стремятся не обладать контрольным пакетом обычных акций, предоставляя остальные инвестиционные ресурсы в виде займа или в виде вложений венчурного фонда в привилегированные акции МПИД.

Через 3-4 года венчурный фонд, как правило, продает выросшую и окрепшую фирму либо более крупным профильным фирмам (посредством слияния или поглощения), либо на рынке ценных бумаг (выход через ІРО (initial public offering), через публичное предложение акций для всех желающих), либо другому венчурному фонду, который продолжит финансирование роста бизнеса венчурной компании.

В случае снижения уровня прибыли венчурного проекта до уровня рядового промышленного проекта венчурный фонд продает свою долю другим инвесторам: банкам, инвестиционным фондам. Полученные в результате реализации венчурного проекта денежные ресурсы реинвестируются в новые венчурные проекты.

Первая попытка создания индустрии венчурного финансирования в Казахстане с помощью программы Европейской ассоциации венчурного капитала (ЕVСА) была предпринята в 1997 г., с организацией тренинговых курсов по венчурному финансированию, и предполагала возможности взаимодействия с западными ассоциациями венчурного капитала. Совместно с ЕVСА была разработана «Белая книга» для венчурного инвестирования в Казахстане, однако по объективным причинам она не была реализована [3].

На сегодняшний день в республике сформирована уже основа национальной инновационной системы, включая нормативно-правовую базу, открытие Парка информационных технологий Alatau IT City как платформы для развития ІТ-бизнеса, создание трех региональных технопарков как перво- го звена будущей сети 10 аналогичных структур, образование десяти венчурных фондов с участием отечественных и зарубежных инвесторов. Поддержан ряд научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, появились первые инновационные менеджеры, созданы институциональные механизмы по диверсификации экономики.

В настоящее время общий объем венчурного капитала в Казахстане превышает 260 млн. долл. США. Общие инвестиции НИФ (Национальный инновационный фонд) в иностранные фонды составляют около 40 млн. долл. США. Он является акционером пяти зарубежных венчурных фондов, в числе которых Wellington III Tech VC (Германия), Flagship ventures fund (США), Vertex III Fund L.P (Израиль), Mayban-JAIC ASEAN Fund (Юго-Восточная Азия) и фонд CASEF. При участии НИФ также создано пять венчурных фондов с местными компаниями.

Представители НИФ считают позитивным тот факт, что казахстанские венчурные фонды начинают расти не только за счет государства, но и за счет денег частных инвесторов, хотя такой расклад пока все же больше остается исключением, чем правилом. Тем не менее венчурный фонд «Арекет», образованный в 2004 г. при участии НИФ и АО «ТуранАлем Секьюритиз», в 2010 г. увеличил капитализацию на 10 млн. долл. США. В настоящее время рассматривается вопрос дальнейшего роста капитализации. И данный факт свидетельствует как о росте интереса к венчурной индустрии, так и о том, что у фондов появляется достаточное количество средств для финансирования проектов [4].

Механизм венчурного финансирования достаточно сложен, и из 100 предложенных проектов лишь 10 пригодны для дальнейшего рассмотрения, т.е. нацелены на производство продукта, который впоследствии можно будет продать. Даже успешные зарубежные венчурные фонды в среднем из 14 рассматриваемых проектов в год одобряют к финансированию четыре. Тем не менее развитие венчурного бизнеса актуально для Республики Казахстан, поскольку способно обеспечить отход экономики от сырьевой направленности. И дело не в размерах венчурных инвестиций, а в их экономической эффективности.