В современных условиях из факторов, оказывающих наибольшее внимание на результативность экономической политики, составной частью которой является региональная агропромышленная политика, следует выделить качество стратегического планирования регионального развития, которое можно оценить принятыми за последние годы важнейшими документами концептуальной значимости. Среди них особого следует выделить региональную программу устойчивого развития АПК, как модель регионального развития в видении центра (профильного министерства), определяющую дальнейшие перспективы пространственного развития страны на период до 2020 года [1].
Основная часть. Динамичное и сбалансированное развитие агропромышленных секторов экономики регионов Казахстана, ориентированное на эффективное и взаимовыгодное межрегиональное взаимодействие в агропромышленной сфере, не может быть устойчивым и эффективным на основе стихийной адаптации и рыночного саморегулирования при отсутствии в практике управления этим процессом системности и стратегической ориентированности.
Специфика взаимодействия крупных бюджетно-обеспеченных и малых проблемных регионов в агропромышленной сфере такова, что при сопоставимости взаимной выгоды от такого сотрудничества, оно дает различное приращение к основным параметрам, характеризующим указанные регионы.
Региональная специфика в агропромышленном секторе экономики предопределена: текущим его состоянием и имеющимся агроклиматическим потенциалом, определяющим условия для ведения сельскохозяйственного производства и развития перерабатывающих отраслей; инерционностью, связанной с размещением в регионе материальных факторов; состоянием и потенциалом других секторов экономики региона, с которыми агропромышленный сектор активно взаимодействует; характером решаемых текущих и стратегических задач развития региона, а также динамичностью и растущей неопределенностью природно-климатических, экономических и других условий функционирования этого сектора экономики.
Особенности регионов могут способствовать или препятствовать их позиционированию в макроэкономическом пространстве как эффективных производителей агропромышленной продукции. В зависимости от характера влияния на развитие регионального АПК их можно подразделить на стимулирующие и сдерживающие. Стратегия развития агропромышленного сектора должна, с одной стороны, базироваться на региональных особенностях, стимулирующих его развитие, с другой стороны, – учитывать особенности, сдерживающие развитие этого сектора, и быть нацеленной на их преодоление.
Формирование перспективной отраслевой структуры производства является одной из важнейших задач стратегического планирования развития сельскохозяйственных предприятий, при обосновании которой необходимо не только учитывать фиксированные величины доходности отдельных видов продукции, но и оценивать естественные колебания условий хозяйствования.
Использование основного средства производства – земли, сопряжено с целым рядом ее особенностей, к которым относятся незаменимость, необходимость поддержки плодородия, пространственная ограниченность, постоянство местонахождения. Несомненно, эти факторы во многом определяют слабую мобильность сельскохозяйственного производства, которая, вступая в противоречие с нарастающей степенью изменчивости внешней рыночной среды, предполагает определение специфических, свойственных только сельскому хозяйству стратегий.
Необходимо отметить, что современный этап функционирования сельского хозяйства характеризуется непроработанностью земельного законодательства. Еще одна, требующая серьезного внимания особенность сельскохозяйственного сектора состоит в том, что оно отличается сложной и очень неоднородной структурой..
Необходимо учитывать системный характер сельскохозяйственного производства на отдельной территории как сложного формирования самостоятельных, самоуправляемых его частей на основе согласования интересов всех его субъектов, равноправия всех форм собственности и хозяйствования.
Другой аспект влияния природных факторов – аритмичность функционирования сельского хозяйства под влиянием природно-климатических факторов производства. Агробизнес является одной из самых рисковых сфер предпринимательской деятельности. В системе рисков особую роль играют природно-метеорологические риски, которые представляют потенциальную угрозу потерь активов, прибыли, доходов и т.д. В связи с этим стратегическое планирование в сельскохозяйственных организациях является ключевой функцией стратегического риск-менеджмента, позволяющего погашать, предупреждать, уменьшать уровень неблагоприятного воздействия внутренней и внешней среды на процесс и результаты воспроизводства.
Еще одна особенность сельскохозяйственного производства как объекта стратегического развития связана с относительно более низким уровнем развития производительных сил в данном секторе экономики по сравнению с отраслями аграрной и иных отраслей промышленности. Эта особенность, присущая не только отечественному сельскому хозяйству, но и аграрному сектору развитых стран, она проявляется, прежде всего, в более высоком уровне физического труда и более низком уровне образования и квалификации работников сельского хозяйства.
Есть еще одна область с пониженной характеристикой уровня развития производительных сил – материально-техническая база. Сельское хозяйство отличается невысоким уровнем фондо- и энерговооруженности, а в результате сокращения возможностей обновления технического потенциала. Поэтому при стратегическом планировании в центре внимания должна быть цель восстановления, эффективного использования и качественного преобразования материально-технической базы сельского хозяйства, их задач препятствует неудовлетворительное финансово-экономического состояние большинства сельскохозяйственных предприятий [2].
И, наконец, важнейшим аспектом специфики стратегического планирования в сельском хозяйстве является особый характер рыночных отношений. Как известно, рынок не может автоматически сформировать механизм оперативного саморегулирования процесса воспроизводства продовольственных товаров вследствие низкой эластичности между динамикой доходов потребителей, ценой и спросом на товары. Рост доходов населения, так же как и снижение цен не вызывает адекватного повышения платежеспособного спроса на продовольственные товары, даже если еще не все население достигло уровня питания, соответствующего по всем компонентам научно-обоснованным медицинским нормам.
Стратегический потенциал сельскохозяйственного предприятия представляет собой совокупность ресурсов, отражающих объективные возможности и границы функционирования предприятия в тех или иных условиях. Рассматривая предприятие как открытую систему, можно сказать, что со стороны «входа» он состоит из финансовых, материальных, трудовых ресурсов, информации; со стороны «выхода» – из произведенной продукции или услуг, испытанных с точки зрения потенциальной прибыльности; набора правил социального поведения, следование которым позволяет предприятию постоянно добиваться своих целей.
Основным звеном в системе обеспечения стратегии развития агропромышленного комплекса должны стать органы управления на региональном уровне, деятельность которых по выполнению оперативных и стратегических задач следует разграничить.
Для достижения целей и решения задач стратегического управления должны разрабатываться три основных направления: построение рациональных структур управления, стратегическое планирование и дифференцированное распределение финансовых ресурсов.
При разработке программно-целевой составляющей структуры управления основное внимание должно уделяться не столько совершенствованию отдельных управленческих звеньев, сколько организационному взаимодействию элементов системы в целом.
Подразделения стратегического управления должны ориентироваться на ту или иную политику развития регионального АПК, заложенную в таких документах, как концепции и целевые программы.
В настоящее время процесс экстенсификации сельского хозяйства в большинстве регионов Казахстана протекает стихийно, вызывая крайне нежелательные последствия. Стихийность процесса необходимо перевести в целенаправленное русло. В качестве цели может быть определено формирование стабильного сельского хозяйства. Под стабильным сельским хозяйством мы понимаем экономически и биологически устойчивую и экономически безопасную развивающуюся агросистему.
Стратегический бюджет поддержки предприятий АПК будет предназначаться для формирования «точек роста», кредитования приобретения основных средств и финансирования региональных программ, а оперативный – для кредитования пополнения оборотных средств, дотаций на продукцию и компенсации затрат, пополнения фонда страхования.
Средства стратегического бюджета, предназначаемые на поддержку развития сельской местности, направляются на создание новых рабочих мест, развитие кооперации хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, а оперативного бюджета – концентрируются главным образом на финансовом обеспечении процесса хозяйственного годового оборота в приусадебных хозяйствах населения (снабжение средствами производства, обеспечение сбыта, помощь в выполнении сезонных работ.
Таким образом, оперативная часть регионального бюджета будет распределяться относительно равномерно между предприятиями АПК и сельскими административными районами с некоторым приоритетом в выделении средств тем из них, которые расположены в неблагоприятных природно-климатических условиях. В то же время средства, предназначенные на цели развития, концентрируются в тех предприятиях и в тех сферах деятельности, где от них будет получен максимальный эффект.
Очевидная отраслевая специфичность рыночных отношений дополняется в условиях нашей страны целым рядом других особенностей, имеющих значение для стратегического планирования. Результаты исследований специфики сельскохозяйственного производства убедительно доказывают, что каждая особенность сопряжена с рядом проблем природного, производственного, управленческого, социально-психологического характера. Возможность систематизации рассмотренных, а также некоторых других важных отраслевых особенностей для разработки соответствующей теоретико-методологической базы стратегического планирования в сельском хозяйстве может дать проблемно-ориентированный подход.