Познавательный интерес, по мнению ученых, является важнейшей областью общего феномена «интерес» [1-6]. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.
Рассматриваемое понятие в педагогическом словаре раскрывается как «стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности, физиологическим механизмом которого является ориентировочный и исследовательский рефлексы» [1, с. 221].
Материалы и методы исследования
В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». Она указывает, что «этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом» [2, с.112].
По мнению Н.Г. Морозовой познавательные интересы, направлены на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности». Н.Г. Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:
- положительной эмоцией по отношению к деятельности;
- наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;
- наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов [3, с. 36].
В условиях обучения школьников познавательный интерес выражен в расположенности школьника к учению, к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Вопросы целенаправленного формирования познавательных интересов школьников должны быть тщательно изучены учителем, поскольку именно познавательная мотивация является непременным условием успешной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности человека.
Стратегия развития интересов учащихся, по мнению исследователя Дейкина А.Ю., основывается на следующих обязательных положениях:
- формирование познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе должно содействовать развитию стержневых качеств личности, воспитанию личности в целом.
- целостный процесс формирования познавательных интересов должен включать многообразие деятельностей, адекватных системе отношений к миру.
- в учебно-воспитательном процессе интенсифицировать те виды деятельности, которые более соответствуют склонностям, способностям учащихся.
- постоянное расширение сферы интересов развивает ситуации его проявления.
- обеспечение «выхода» интереса каждого учащегося в коллективную деятельность.
- обеспечение успеха в познавательной деятельности [5, с. 68].
Познавательный интерес всегда предметен. Объектом может стать содержание любой учебной дисциплины (задача каждого из предметников привлечь внимание на свою дисциплину). Содержание любого предмета будет встречено учащимися с интересом, если их познакомили с наилучшими особенностями материала. В многочисленных работах исследователей выявлены особенности, которые определяют содержание материала как объективно интересное. Наиболее полно эти критерии обоснованы в работах Г.И. Щукиной, к ним относятся:
- новизна учебного материала,
- раскрытие в учебном материале основных идей предмета,
- наличие в предмете исторических сведений,
- практическое применение учебного материала,
- занимательность в учебном материале,
- значимость учебного материала для учащихся,
- межпредметные связи в изучаемом материале [4, с. 169].
Результаты исследования и их обсуждение
Изменение статуса иностранного языка в системе образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка.
Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и его подготовке к эффективному участию в диалоге культур [7, с. 45].
В современных условиях учитель иностранного языка активно реализует функции транслятора и интерпретатора иноязычной культуры. Безусловно, на бытовом уровне у обучающихся уже существует понимание того, что человечество не является единым социальным коллективом, и что родная культура обладает своей национальной спецификой. Однако знания учащихся о жизни и культуре иного народа представляют собой, как правило, отрывочные сведения из различных областей и не создают объективной, полноценной картины иноязычного общества, его ценностей, моральных установок, особенностей социокультурного поведения.
Следовательно, овладение иностранным языком, неразрывно связанное с сознательным приобщением ученика к иноязычной культуре, способствует развитию познавательного интереса, который способствует не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка.
Необходимо отметить, что функции иностранных языков не сводятся только к их использованию в профессиональной сфере деятельности, они выполняют и другие не менее важные социокультурные и этнокультурные функции, среди которых Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез отмечают:
- установление взаимопонимания между народами – носителями разных языков и культур;
- обеспечение доступа к многообразию мировой политики и культуры [8; 9, с. 70].
Мы считаем, что иностранный язык является важным инструментом вторичной социализации личности обучающихся, с помощью которого происходит моделирование социокультурного пространства школьников – формирование их представлений об окружающем мире и определение своего места в нем. Данный вывод подтверждается и результатами исследования Б.М. Дощанова, по мнению которого, изучение иностранного языка является основой поликультурного обучения, которое возможно в условиях системы непрерывного образования, когда сохраняется преемственность в подходах обучения иностранному языку в младшей, средней школе и вузе, способствующая решению задач, связанных с формированием представлений:
- о культуре как о социальном конструкте;
- о разнообразии современных поликультурных сообществ стран как родного, так и изучаемого языков;
- о сходствах и различиях между представителями различных этнических, социальных, лингвистических, территориальных, религиозных, культурных групп в рамках определенного региона, страны;
- о развитии способностей позитивного взаимодействия с представителями других культур и культурного самоопределения личности средствами родного и изучаемого языков [10, с. 39].
При организации учебного процесса в соответствии с новыми целями обучения учителю следует исходить из того, что отношение к культуре изучаемого языка должно строиться на эмоционально-личностной основе и предмет обсуждения должен затрагивать проблемы, актуальные не только для носителей изучаемой культуры, но и релевантные для самих обучающихся. Непонимание или отсутствие интереса к какой-то отдельно взятой теме может быть перенесено на всю иноязычную культуру в целом, поэтому для предупреждения культурных предрассудков, развития поликультурной личности целесообразно использовать такой материал, который наиболее ярко и полно проиллюстрирует своеобразие культуры данного народа, отличия или сходства с фактами родной культуры.
Обычаи и традиции отражают культуру и историю народа. Знакомясь с ними, учащиеся имеют возможность лучше представить себе жизнь простых людей, их пристрастия, увлечения, интересы. Они имеют возможность также узнать, что люди в другой стране тоже любят праздники и под новый год ждут подарков.
Постоянно повышать интерес учащихся к уроку иностранного языка – задача каждого педагога. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизводить материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей учащихся увеличивает эффективность урока, создает условия для раскрытия личности учащихся.
Таким образом, важнейшим источником стимулирования интереса к изучению иностранного языка являются материалы культуры [7, с. 91].
Анализ многочисленных работ преподавателей иностранного языка, показывает, что одним из ведущих, наиболее распространенных и применяемых в педагогической практике способов развития познавательного интереса, являются творческие задания, инсценировки диалогов, сюжетно-ролевые игры и другое.
Широкое применение творческих заданий способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Так, например, песни, стихи, использованные в фонетической зарядке, не только развивают навыки произношения, но и благоприятно сказываются на совершенствовании навыков аудирования. Содержание текстов песен способствует расширению активного запаса слов обучающихся. Песни обеспечивают тренировку учащихся в использовании грамматических явлений, механической памяти. В этом качестве подбираются, как правило, несложные в языковом плане песни, нередко это песни, не являющиеся аутентичным материалом, а специально разработанные для тренировки какого-либо грамматического правила.
Инсценировки диалогов способствуют созданию психологического комфорта на уроке. Они помогают разгрузить сознание учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную атмосферу общения на уроке, которая так необходима на уроке и учителю, и обучающемуся и являются одним из важных средств нравственного воспитания личности.
Многие сюжетно-ролевые игры, изготовление поделок – все это связано с различными народными праздниками, обычаями, жизнью разных народов в деревне, одни раскрывают его житейскую мудрость, другие – отражают какие-либо исторические события, но практически все песни содержат экстралингвистическую информацию, безэквивалентную и фоновую лексику, знакомят с культурой, характерной для данной языковой общности. Обучающиеся не просто знакомятся с ценностями народа изучаемого языка посредством данной деятельности, но и выясняют, присущи ли они только отдельному народу или являются общечеловеческими, постоянно сравнивают с фактами родной культуры, осознают специфичность и уникальность своей культуры через знакомство с иной.
Выводы. Таким образом, использование творческих заданий на уроках иностранного языка способствует развитию познавательного интереса, который обеспечивает:
- формирование лингвистической компетенции, творческих способностей, активности личности;
- внесение в урок эмоционального колорита;
- погружение учащихся в иноязычную культуру;
- воспитание чувства уважения к культуре другого народа;
- усвоение таких понятий как самобытность, уникальность, национальное самосознание;
- формирование личности, желающей вступить в межкультурную коммуникацию.