На современном этапе развития высшего профессионального образования в России важнейшим элементом деятельности образовательной организации высшего профессионального образования в целом, так и конкретных его структурных подразделений, на наш взгляд, является научно-методическая деятельность. На основе мониторинга результативности и интенсивности ее, наличию в ней инновационной компоненты следует судить об эффективности и соответствии образовательной организации имеющемуся у нее статусу. Научно-методическая деятельность образовательной организации высшего профессионального образования представляет собой многофункциональный инструмент для повышения квалификации научно-педагогических работников, приобщения и привлечения студентов к креативной и нестандартной работе по изучаемой дисциплине.
Как показывает анализ современного состояния системы высшего профессионального образования, актуальным является поиск решения проблемы научно-методического сопровождения образовательного процесса. Данная проблема базируется на неэффективной, не отвечающей современным требованиям нормативно-правовой базе по развитию системы образования, отсутствии достаточного внимания к вопросам модернизации и эффективности образовательного процесса в образовательных организациях различных уровней.
Мы считаем, что важнейшим инструментом, который позволит решить указанную выше проблему, является внедрение кластерной модели организации научно-методической деятельности в образовательный процесс [1].
Под кластерной моделью будем понимать интегрированную совокупность средств, обеспечивающую эффективное развитие составляющих ее компонентов, их полное взаимодействие и взаимообусловленность.
Остановимся более детально на группах задачах, которые позволят реализовать кластерную модель организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ). Мы обобщили их в виде таблицы
Тактические и стратегические задачи реализации кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале МГЭИ
Название группы задач |
Содержательное наполнение группы задач |
Тактические |
1) анализ состояния научно-методической деятельности в филиале и проведение диагностического мониторинга проблем; |
2) определение методологической базы научно-методического обеспечения реализации ФГОС в деятельности Волгоградского филиала МГЭИ; |
|
3) выявление условий повышения профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава филиала [2]; |
|
4) предоставление информационно-методического обеспечения в соответствии с их профессиональными потребностями; |
|
5) повышение уровня мотивации участников учебно-воспитательного процесса, направленной на постоянное совершенствование содержания образования, востребованного студентами, современной школой и работодателями [3]; |
|
Стратегические |
создание единого информационного пространства, обеспечивающего своевременное поступление, обобщение и пропаганду инновационных педагогических технологий, передового педагогического опыта, способствующих повышению качества образовательного процесса; |
предоставление возможности роста профессионально-личностного саморазвития преподавателей, с целью их готовности к процессу профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов. |
|
организация научно-методического обеспечения и активизация профессорско-преподавательского состава для осуществления инновационной деятельности |
Направления научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ) мы обобщили и представили в виде кластерной модели на рис. 1
Рис. 1. Кластерная модель организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института
Использование кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института предопределило проектирование следующего основного комплекса мероприятий по научно-методическому сопровождению образовательного процесса, без которого неэффективна кластерная модель:
– индивидуальная работа с профессорско-преподавательским составом по научно-методическим вопросам;
– апробация и внедрение передового инновационного педагогического опыта;
– публикация учебников, учебно-методических пособий, дидактических материалов;
– проведение круглогодичных очных, заочных, дистанционных обучающих семинаров и консультаций, а также мастер-классов, конференций, конкурсов педагогического мастерства и др.;
– публичные тематические выступления на заседаниях кафедр, Совете Волгоградского филиала Московского гуманитарно-экономического, заседаниях научно-координационного совета;
– обеспечение участия в научно-методических, научно-практических симпозиумах, семинарах, конференциях регионального, федерального, международного уровней не только профессорско-преподавательского состава, но и студентов;
– разработка нормативной документации, обеспечивающей планирование, организацию различных смотров, конкурсов, олимпиад, выставок.
Возможные критерии эффективности внедрения кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале МГЭИ мы представили в виде схемы на рис. 2.
Рис. 2. Критерии эффективности внедрения кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале МГЭИ
Таким образом, на основании выше изложенного, следует сделать вывод, что кластерная модель, на наш взгляд, способствует повышению качества преподавания, профессионально-личностному саморазвитию профессорско-преподавательского состава вуза и взращиванию талантливой молодежи.