Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

CHARACTERISTICS OF CLUSTER MODEL SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ACTIVITIES IN THE VOLGOGRAD BRANCH OF THE MOSCOW HUMANITARIAN AND ECONOMIC INSTITUTE

Tereshenkova E.V. 1 Nakonechnikova L.A. 1
1 Moscow Humanities and Economics Institute Volgograd branch
2248 KB
Characterized by urgency and the problem of scientific and methodological support of educational process in high school and the implementation of the basic tasks of scientific and methodological support of educational process. Given an understanding of the cluster model of organization of scientific and methodological activities as an integrated set of tools to ensure the effective development of its components, their full cooperation and interdependence. Presented in detail the problem and potential measures that would allow the cluster model of organization of scientific and methodological activities in the Volgograd branch of the Moscow Humanitarian and Economic Institute (IHEI).
the cluster model of scientific and methodological activities
the effectiveness of the organization of scientific and methodological activities
scientific and methodological support
educational process at the university

На современном этапе развития высшего профессионального образования в России важнейшим элементом деятельности образовательной организации высшего профессионального образования в целом, так и конкретных его структурных подразделений, на наш взгляд, является научно-методическая деятельность. На основе мониторинга результативности и интенсивности ее, наличию в ней инновационной компоненты следует судить об эффективности и соответствии образовательной организации имеющемуся у нее статусу. Научно-методическая деятельность образовательной организации высшего профессионального образования представляет собой многофункциональный инструмент для повышения квалификации научно-педагогических работников, приобщения и привлечения студентов к креативной и нестандартной работе по изучаемой дисциплине.

Как показывает анализ современного состояния системы высшего профессионального образования, актуальным является поиск решения проблемы научно-методического сопровождения образовательного процесса. Данная проблема базируется на неэффективной, не отвечающей современным требованиям нормативно-правовой базе по развитию системы образования, отсутствии достаточного внимания к вопросам модернизации и эффективности образовательного процесса в образовательных организациях различных уровней.

Мы считаем, что важнейшим инструментом, который позволит решить указанную выше проблему, является внедрение кластерной модели организации научно-методической деятельности в образовательный процесс [1].

Под кластерной моделью будем понимать интегрированную совокупность средств, обеспечивающую эффективное развитие составляющих ее компонентов, их полное взаимодействие и взаимообусловленность.

Остановимся более детально на группах задачах, которые позволят реализовать кластерную модель организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ). Мы обобщили их в виде таблицы

Тактические и стратегические задачи реализации кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале МГЭИ

Название группы задач

Содержательное наполнение группы задач

Тактические

1) анализ состояния научно-методической деятельности в филиале и проведение диагностического мониторинга проблем;

2) определение методологической базы научно-методического обеспечения реализации ФГОС в деятельности Волгоградского филиала МГЭИ;

3) выявление условий повышения профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава филиала [2];

4) предоставление информационно-методического обеспечения в соответствии с их профессиональными потребностями;

5) повышение уровня мотивации участников учебно-воспитательного процесса, направленной на постоянное совершенствование содержания образования, востребованного студентами, современной школой и работодателями [3];

Стратегические

создание единого информационного пространства, обеспечивающего своевременное поступление, обобщение и пропаганду инновационных педагогических технологий, передового педагогического опыта, способствующих повышению качества образовательного процесса;

предоставление возможности роста профессионально-личностного саморазвития преподавателей, с целью их готовности к процессу профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов.

организация научно-методического обеспечения и активизация профессорско-преподавательского состава для осуществления инновационной деятельности

Направления научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ) мы обобщили и представили в виде кластерной модели на рис. 1

ter1.tiff

Рис. 1. Кластерная модель организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института

Использование кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института предопределило проектирование следующего основного комплекса мероприятий по научно-методическому сопровождению образовательного процесса, без которого неэффективна кластерная модель:

– индивидуальная работа с профессорско-преподавательским составом по научно-методическим вопросам;

– апробация и внедрение передового инновационного педагогического опыта;

– публикация учебников, учебно-методических пособий, дидактических материалов;

– проведение круглогодичных очных, заочных, дистанционных обучающих семинаров и консультаций, а также мастер-классов, конференций, конкурсов педагогического мастерства и др.;

– публичные тематические выступления на заседаниях кафедр, Совете Волгоградского филиала Московского гуманитарно-экономического, заседаниях научно-координационного совета;

– обеспечение участия в научно-методических, научно-практических симпозиумах, семинарах, конференциях регионального, федерального, международного уровней не только профессорско-преподавательского состава, но и студентов;

– разработка нормативной документации, обеспечивающей планирование, организацию различных смотров, конкурсов, олимпиад, выставок.

Возможные критерии эффективности внедрения кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале МГЭИ мы представили в виде схемы на рис. 2.

ter2.tiff

Рис. 2. Критерии эффективности внедрения кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале МГЭИ

Таким образом, на основании выше изложенного, следует сделать вывод, что кластерная модель, на наш взгляд, способствует повышению качества преподавания, профессионально-личностному саморазвитию профессорско-преподавательского состава вуза и взращиванию талантливой молодежи.