Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и широко используются педагогами всего мира. Значительный вклад в теорию и развитие игровых методов обучения, её методологических основ внесли Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.А. Шмаков, А.Н. Леонтьев, и др.
Прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса об эффективности использования игровых форм обучения в студенческой аудитории, отметим специфику обучения иностранных слушателей на этапе довузовской подготовки – основы обучения формируются на неродном языке в ограниченных временных рамках в неразрывной связи с их адаптацией. Сложность обучения предмету, при этом не одному, заключается в больших объёмах учебного материала на русском языке. Поэтому важным в процессе обучения является «поиск наилучших способов для облегчения индивидуального процесса усвоения языковых знаний и овладения языком» [3]. Преподаватель должен учитывать национальные и индивидуальные особенности иностранных студентов: темперамент, характер, организованность.
К наиболее значимой, универсальной форме организации учебного процесса, без сомнения, относится игра. Учитывая то, что перед нами студенческая аудитория, лучше сказать – использование игровых приёмов в организации учебного процесса. Жан Жак Руссо в своё время высказал такую мысль: «если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».
В этой связи игра выступает как метод эмоционального стимулирования обучающихся и имеет ряд положительных аспектов:
– помогает педагогу в формирование положительных межличностных отношений со студентами;
– тренирует и развивает память студентов, активизирует резервные возможности личности;
– снимает психологические барьеры в развитии речевого общения средствами изучаемого языка;
– формирует умение находить аналогии, выделять проблемы и принимать собственное решение;
– выполняет функцию межнациональной коммуникации;
– помогает мотивировать у студентов положительное отношение к учебной деятельности.
Технология игрового метода обучения универсальна, её может применять любой преподаватель-предметник и она очень легко воспринимается студентами, раскрепощает их, снимает стрессовые ситуации и психологические барьеры при изучении предмета на неродном языке [5].
Применять игры можно на разных этапах урока и с разной целью. Например, для отработки коммуникативных навыков, либо для систематизации и актуализации знаний, а чаще всего (в нашем случае) для преодоления пассивности и усталости студентов.
Авторы статьи предлагают к рассмотрению свой опыт использования игровых форм на занятиях по «Географии».
Как уже отмечалось выше, при вводе предметов в процесс обучения увеличивается объём информации (особенно увеличивается количество слов по профессиональной терминологии), русский язык выступает как средство учебно-познавательной деятельности. Это является причиной повышенной усталости, переутомления. Студенты начинают потягиваться, отвлекаться, заниматься посторонними делами. Создание игровых моментов на занятиях вызывает у студентов положительные эмоции, которые стимулируют их активность и внимание.
Феномен игры состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в процесс обучения [4]. Происходит синтез развлечения и обучения. Учебный материал в игре усваивается непринужденно, как бы само собой, но при этом игра требует напряжения эмоциональных и умственных сил. За короткий промежуток времени многое нужно вспомнить, сопоставить, оценить. Причём важно заметить, что делается это не по требованию педагога, а по запросу игровых ситуаций. Кроме того, в игру включаются «слабые», неуверенные в себе и от этого часто пассивные студенты. Для них игра выступает с одной стороны неким развлечением, весельем, но с другой стороны, без нажима преподавателя, заставляет ещё интенсивнее работать память и мышление.
Рассмотрим ещё один важный аспект обучения предмету. Нужно отметить, что «География» – это «говорящий предмет», поэтому на первое место выходит развитие умения более свободно решать коммуникативные задачи средствами иностранного языка. Говорение в географии обладает различной сложностью, начиная от произношения новых слов, географических названий, животных и растений и т.д., ответов на вопросы, и заканчивая самостоятельным высказыванием [5].
Говорение на неродном языке вызывает у большинства студентов страх произнести неправильно нужное слово, многие из них молчат или говорят те слова, которые они могут произнести правильно. Важной особенностью социально-психологического воздействия игры является преодоление боязни говорения (общения) на иностранном языке и формирование культуры общения.
Игра – это условность, в которой скрыта прямая дидактическая задача. Это придаёт уроку неформальный характер, на котором «преподаватель должен уметь становиться равноправным собеседником своих студентов (должен уметь освобождать их от воздействия своего авторитета) [1, с. 95].
Игра – это урок-диалог, живое и деятельное общение преподавателя со студентами, их совместная увлеченность коммуникативно-познавательно-предметной деятельностью. «Только тогда взрослый человек будет вполне сознательным и свободным, когда будет воспроизводить в себе ситуацию игры и себя как играющего ребёнка» [2, стр. 24]. Студенты начинают мыслить и говорить на чужом языке свободно, не боясь делать при этом ошибки. Игра помогает получить конкретные знания через личное ощущение. Это приводит к порождению и развитию речи «от себя», без опоры на образец или клише, к логическому пониманию высказывания [5].
Приведем примеры использования дидактических игр:
Игра «Снежный ком». Метод игры особенно эффективен для быстрого запоминания определённого объёма тематических слов. Первый студент называет слово, например географическое название, второй, повторяет его и даёт свое, третий – повторяет слово первого и второго, и называет своё и т. д. Если участник ошибается, то он выходит из игры. Можно усложнить игру, показывая географические объекты на карте. Здесь тренируется механическая, зрительная и слуховая память.
Приём «Верные и неверные утверждения». Студенты не только определяют правильность высказывания, но и приводят аргументы – почему да, почему нет. Это помогает активизировать знания и память, развивают логическое мышление обучающихся. При этом преподаватель должен уважительно относится к ответам студентов и воздержаться от жесткой оценки их высказываний.
Игра «Круги по воде». Студентам этот процесс приносит много положительных эмоций, увеличивает словарный запас, развивает зрительную память. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Такое упражнение развивает зрительное внимание, увеличивает словарный запас.
«Синквейн» – это метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
1. Первая строка – одно слово-заголовок (существительное), которое обозначает тему.
2. Вторая строка – два слова, (прилагательные), которые описывают и раскрывают тему.
3. Третья строка – три слова (глаголы), которые выражают характерные действия по теме.
4. Четвёртая – фраза или предложение, которое показывает личное отношение к теме.
5. Последняя строка – одно итоговое слово (ассоциация с первым словом).
Этот приём особенно нравится студентам. Он обогащает словарный запас, тренирует умение находить самые точные слова, чтобы сформулировать идею, обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на уроке, подготавливает к краткому пересказу. «Синквейн» позволяет увидеть студенту различие смыслов, а преподавателю понять насколько глубоко студент осмыслил изученную тему, какие чувства, ассоциации возникли у него по изучаемой теме.
На уроках обобщения знаний и закрепления умений по пройденной теме, можно использовать методический прием «Реклама» или «Экскурсия». Предварительно, дается домашнее задание – создать рекламный проспект о природных объектах своей страны, района, или репортаж о климате своей страны, или провести экскурсию по родному городу. При этом студенты сами создают презентации. Такие игры используют с целью углубления, обобщения учебного материала, одновременно они способствуют развитию умения самостоятельно находить материал, анализировать, компоновать его и защищать его средствами отработанных речевых умений. На таких занятиях ребята очень активны, они учатся слушать и слышать друг друга, задавать вопросы и формулировать ответы.
Игра «Продолжи/дополни предложение». Один студент начинает предложение, а другой должен закончить. Или дается предложение, в котором пропущены слова, нужно прочитать его, заполнив пропуски. Выполнение этих заданий удобно проводить в качестве закрепления терминов, понятий. Эта игра развивает творчество, логическое мышление, способствует развитию речи учащихся [5].
Хорошо использовать упражнения, которые учат узнавать и понимать речевые единицы в новом окружении. Например, по данным определениям отгадайте географический термин или понятие: «Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь)». Использование русских загадок направлено на отработку и развитие речевого слуха, механизмов памяти, прогнозирования на смысловом уровне. При отгадывании загадок идёт напряженная работа памяти, в результате чего, слушающий приходит к определённым умозаключениям [6].
Применяя дидактические игры на занятиях, нужно учитывать то, что они не могут заменить систематического изучения теоретического материала по предмету, нужно применять их целесообразно и в меру [5].
Но дидактические игры могут и должны занять подобающее место на занятиях в студенческой аудитории, потому что при свободной форме деятельности во время учебных игр изучается и повторяется предметный материал; развивается память, внимание, речь, творческое мышление, приходит умение находить аналогии и принимать оптимальные решения.
Игровые приёмы очень важны в обучении, особенно при изучении иностранного языка. Важно активно их использовать при обучении иностранных слушателей подготовительных отделений вузов при изучении неязыковых дисциплин. Дисциплина «География» предоставляет хороший простор применения игровых технологий.