Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1 1 1 1
1
2137 KB

В настоящее время, когда экологические вопросы обсуждаются повсеместно, особенно актуальным становится развитие непрерывного процесса наследования и воспроизводства экологической культуры, представляющей систему знаний, умений, ориентаций, способов деятельности, обеспечивающих новый качественный уровень взаимодействия человека и природы. Иными словами, требуется эффективное развитие системы экологического образования, одним из направлений которого является научно- исследовательская деятельность.

«Образование – науке» эта формула раскрывает существенный потенциал совершенствования университетской подготовки будущих специалистов. Практически все исследователи, изучающие проблему совершенствования профессионального становления специалистов, анализируют пути оптимизации научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

Цель исследования: Обучение будущих учителей методам научно – исследовательской работы,самостоятельного мышления, направленного на фиксирование и анализ фактов или явлений, видение путей и способов решения исследуемой проблемы.

Материалы и методы исследования: предметом исследования является экологическая культура, на развитие которой существеновлияет научно – исследовательская работа студентов.

Методы исследования: метод проектов, эмпирические, научные методы, эксперимент, наблюдение, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Научно-исследовательская деятельность будущих учителей в нашем университете осуществляется в нескольких аспектах:

– непосредственно включена в учебный процесс. Студенты выполняют самостоятельные исследования при подготовке курсовых, выпускных квалификационных работ, дипломных проектов.

– дополняет и обогащает образовательный процесс. Студенты участвуют в работе научного общества, кружков, лабораторий, проблемных групп, клубов, в реализации проектов, хоздоговорных тем;

– используется во внеаудиторной деятельности (научные конференции, проблемные и методологические семинары, конкурсы, олимпиады, публикация результатов в научных отечественных и зарубежных изданиях).

Особую роль научно-исследовательская работа играет в подготовке будущего учителя, являясь важнейшим средством формирования его педагогической культуры, индивидуального стиля профессиональной деятельности, развития научного мышления, потребности в самоосуществлении. НИРС обладает значительным потенциалом для развития у будущих педагогов экологической культуры, для подготовки их к экологическому воспитанию школьников. При этом научно-исследовательская работа выполняемая нашими студентамы ориентируется на изучение экологической обстановки в районе, городе, республике, на разработку социально-экологических проектов [1].

Развитие экологической культуры будущих учителей возможно, если при организации научно-исследовательской деятельности студентов особое внимание уделятьследущим принципам:

– разработке групповых профессионально-ориентированных тем;

– установлению творческих продуктивных отношений в команде;

– поэтапному включению студентов в проектно-аналитическую деятельность;

– созданию условий для их самовыражения и самоопределения как в научном, так и в будущем профессиональном сообществе.

Мы предположили, что участие студентов в НИР будет способствовать формированию их экологической культуры, если:

– проведена экологизация содержания научно-исследовательской деятельности;

– содержание НИР связано с будущей специальностью выпускника;

– учтены специфические особенности современного студенчества;

– использованы многообразные и взаимосвязанные формы, методы, технологии НИРС;

– спроектирована психологически безопасная образовательная среда [2].

Реализация этих принципов позволяет преподавателям вуза обеспечить формирование творческой личности будущего учителя, развитие у студентов позитивного само восприятия, адекватной самооценки. От курса к курсу задания усложняются. На первом курсе задания, предлагаемые студентам для исследования, касаются анализа эмпирических данных, проведения анкетирования, часто совместно с более подготовленными студентами. В этом случае их работа становится частью более масштабного исследования и создает условия для осознания важности и значимости своей части работы.

Например, определить уровень экологических знаний школьников, которые необходимы для анализа эффективности методов обучения, организуемых старшекурсниками во время педагогической практики и др. На 1-м и 2-м курсах целесообразны задания, определяющие влияние личности учителя и самого студента на организацию учебно-воспитательного процесса. Примером могут быть задания: определить влияние темперамента педагога на организацию общения детей с природой на экскурсиях; выявить корреляцию стиля общения учителя со школьниками и результативности экологического воспитания. При этом различные аспекты данной проблемы объединяются в единое крупное исследование, по результатам которого студенты пишут научные статьи. На 3-м и 4-м курсах выполняются задания, связанные с исследовательской работой непосредственно на практике [3].

В содержание заданий включаются вопросы самоанализа будущего педагога, проверки теории экологического воспитания на практике. Темы студенческих исследований: «Анализ типичных недостатков в работе молодых учителей при организации экологического воспитания», «Учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников при осуществлении экологического воспитания», «Компетентность педагога, необходимая для формирования экологической культуры учащихся», «Диагностика сформированности типов экологической культуры у школьников различного возраста» и др.В процессе развития у будущих педагогов культуры экологической гармонии особенно значимым является не только формулировка темы исследования, но и процесс непосредственного включения студентов в исследовательскую деятельность.

Технологически данный процесс можно представить как последовательно сменяющиеся этапы развития отношения студента к себе как к исследователю.Первый этап ориентирован на формирование убеждения в необходимости более глубокого изучения тех или иных вопросов, связанных с будущей профессиональной деятельностью студента. На этом этапе важны практические исследования будущими специалистами, которые касаются вопросов конкретной диагностики, проведения опросов, обработки и интерпретации полученных эмпирических данных.

Принципами организации исследовательской работы студентов являются:

– свободы выбора темы и стиля выполнения научной работы;

– личная заинтересованность в выбранной проблематике; принцип сочетания личностных интересов и интересов подготовки специалистов;

– принцип максимального расширения тематики исследуемых проблем, ограничиваемых лишь педагогическим пространством; принцип комплексности тем, затрагивающих педагогические, психологические, экологические аспекты и личностную позицию исследователя.

Целью подобных заданий является актуализация и видимый реальный результат исследовательской деятельности.

При этом подчеркивается личностная значимость для развития науки, уточнения уже известных данных. С этой целью студентов младших курсов включают в разработку крупных исследовательских проектов, которые выполняются преподавателями, студентами старших курсов, магистрантами. Второй этап направлен на формирование у студентов умений самостоятельно анализировать полученные теоретические и эмпирические результаты. При этом важно, чтобы анализ опирался на личностное видение исследуемой проблемы, на персональную причастность к ней. Полезным для развития толерантности студентов, их готовности принять различные позиции являются совместные обсуждения полученных результатов разными студентами. Существенным для формирования экологической культуры студентов выступает изучение причин различий полученных результатов, которые связаны с субъективностью позиций исследователей [4].

Следующий этап включения студентов в научно-исследовательскую деятельность связан с формированием у них умения самостоятельно разрабатывать программу исследования, начиная с анализа степени разработанности ее в психолого-педагогической литературе и заканчивая проектированием и реализацией эксперимента, оценкой и интерпретацией результатов. Данный уровень соответствует экологической культуре типа экологической гармонии, так как позволяет освоить пространство научной деятельности, предлагаемой для будущих учителей в рамках экологического пространства вуза. Заключительный этап соответствует периоду выполнения студентом дипломной работы.

Воспитывающими факторами в развитии экологической культуры будущих учителей выступают:

– ответственность члена лаборатории за качественное выполнение своей темы исследования как составляющей части общей проблемы, над которой работает лаборатория; – совместная деятельность, взаимопомощь, поддержка, партнерские отношения как условия работы в команде;

– формирования лидерских качеств у студентов;

– исследование открытого воспитательного пространства вуза, школы, музея и его влияния на процесс экологического образования и воспитания специалистов;

– обоснование возможностей использования краеведческого материала при организации экологического образования и воспитания.

Участие студентов в НИР при реализации обоснованных нами организационно-педагогических и психологических условий выявило позитивную динамику в развитии их экологической культуры. Полученные результаты дают основания для определенного социального и профессионального оптимизма: в школу придут учителя в большей степени подготовленные к успешной реализации экологического воспитания школьников.

Выводы: таким образом, вовлечение студентов в научно-практическую деятельность является одним из двигателей формирования у них экологических знаний и экологической культуры.

Создаваемая учебным заведением сетьстуденческих научных работ позволит вести банки данных об экологической обстановке на изучаемых территориях. К тому же это дает возможность вести обмен научно-педагогическим опытом в области экологического образования и воспитания, обеспечивать доступность полученной информации природоохранным организациям, управленческим структурам и общественности. К тому же повышение уровня заинтересованности молодежи в самостоятельной (а значит, независимой от фактора власти) оценке экологического благополучия соответствующих территорий приведет к осознанному пониманию значимости природных факторов в жизни человека, а соответственно, и повысит уровень экологической культуры населения.