Современные информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в подготовке кадров для индустрии гостеприимства и туризма. Мобильные устройства (смартфоны, планшеты), подключенные к интернету, все чаще становятся спутниками современного туриста. Поэтому умение использовать географические интерактивные онлайн-сервисы для рекламы и продвижения туристских продуктов является важным навыком работников сферы гостеприимства и туризма.
В числе таких онлайн-сервисов можно назвать http://www.travellerspoint.com, http://www.quikmaps.com, http://www.zeemaps.com, http://tripgeo.com, http://tripline.net, http://tripster.ru, http://flagatrip.ru, http://marshruty.ru, http://www.click2map.com и другие, а также социальную сеть Foursquare (https://ru.foursquare.com).
Наиболее распространенными географическими онлайн-сервисами можно считать Google Maps (и Яндекс.Карты в Рунете) и информационные системы на их основе. Такие сервисы позволяют не только находить имеющиеся достопримечательности, но и персонализировать карту территории, а именно:
– наносить на географическую карту нужные пользователю объекты туристского интереса;
– «привязывать» к нанесенным на карту объектам текстовые описания, фотографии и видеоматериалы;
– прокладывать маршруты между географическими пунктами с учетом вида транспорта.
Интерактивные географические онлайн-карты можно использовать на мобильных устройствах, не только находя с их помощью интересующие объекты поблизости. Мобильные интернет-технологии позволяют находить других туристов и сообщать им о своем местонахождении. Бизнесу мобильные интернет-технологии дают новые возможности по сбору маркетинговых данных о предпочтениях клиентов и расширяют каналы продвижения товаров и услуг [2].
Бесплатные интерактивные географические онлайн-карты являются частью современных туристских информационных систем. Макет или фрагмент туристской информационной системы с использованием географической онлайн-карты может создать любой пользователь, имеющий учетную запись.
Учебная работа по созданию туристских информационных систем, выполняемая студентами в рамках дисциплины «Информационные технологии в туристской индустрии», носит проектный характер. Использование проектного подхода является одним из способов повышения качества подготовки и развития профессиональных компетенций студентов в экономическом образовании.
Проект – это временная организация действий, предназначенная для создания уникальных продуктов, услуг или результатов [3]. Перечислим некоторые преимущества проектного подхода в обучении, подробнее рассмотренные в [1]:
• лучшее понимание целей и результатов работы;
• лучший контроль выполнения работы;
• улучшенная оценка и снижение рисков;
• лучшее выявление проблемных областей.
Применение проектного подхода в преподавании компьютерных дисциплин позволяет достичь следующих положительных результатов:
• студентов обучаются навыкам проектно-аналитической работы;
• у студентов происходит развитие творческого мышления;
• у студентов происходит развитие общекультурных и профессиональных компетенций;
• развитие у студентов навыков групповых коммуникационных процессов, конкурентного соперничества при подготовке проектов;
• происходит ориентация студентов на результат, при этом информационные технологии становятся инструментом для изучения других дисциплин.
Применение географических интерактивных онлайн-сервисов позволяет студентам получить навыки разработки и продвижения туристского продукта с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, углубленно и с использованием большего объема культурно-исторических и географических сведений изучать объекты туристского интереса в выбранном регионе.