Выступая на форуме «Инновационный Казахстан-2020», Президент РК Н.Назарбаев отметил, что нам необходима долгосрочная и целостная стратегия инновационного развития. Такая постановка вопроса согласуется с мировым опытом, который показывает, что, хотя рынок и играет важную роль в стимулировании инновационной активности, он не способен обеспечить динамичное развитие инноваций.
Основная часть. Прямое участие государства в поддержке прикладных исследований технологического назначения следует свести к обоснованному минимуму, включающему наиболее актуальные направления научно-технического прогресса с учетом задач, поставленных в Программе форсированного индустриально-инновационного развития.
Распределение бюджетных средств предполагает использование трех основных механизмов. Первый – это базовое финансирование, когда средства выделяются на поддержание ее работы организации, исходя из прошлогодней штатной численности сотрудников. Вторая форма – это программно-целевое финансирование на основе тендеров, конкурсов, программ. Третья форма – гранты научных фондов.
С принятием нового Закона О науке меняются подходы к финансированию науки путем сочетания прямой финансовой государственной поддержки научных учреждений и программно-целевого финансирования. Программноцелевой метод должен преобладать при решении практических задач.
Безоговорочное следование программно-целевому методу имело негативные последствия, в том числе в виде утраты необходимой целостности той или иной отрасли науки, распада сложившихся коллективов и ячеек науки, вне которых этот метод нереализуем, возможностей для использования коррупционных схем при распределении финансирования. Большим изъяном этого метода является то, что он не учитывает многие виды деятельности научных организаций: необходимость сохранения и развития уникального регионального научного потенциала; деятельность по координации программ исследований [1].
Привлечение крупного бизнеса к развитию инноваций. Использование научного потенциала в интересах развития инновационной деятельности требует смещения акцента на конечные стадии инновационного цикла. Между тем для инновационной политики в стране характерно поощрение развития науки в государственном секторе и секторе высшего образования, где преимущественно сосредоточена фундаментальная наука. Промышленные исследования и разработки как объект инновационной политики пока остаются на втором плане [2].
Важным аспектом усиления инновационных ориентации науки является расширение ее финансирования, том числе путем усиления вклада частного бизнеса. Опыт развитых стран показывает, что для этого нужно, чтобы прямая финансовая поддержка государства дополнялась сильными налоговыми стимулами и льготами для инвестиций частного бизнеса в эту сферу. Поэтому требуются налоговые льготы на проведение научных исследований, опытноконструкторских работ, внедрение отечественных технологий [3].
Большое значение имеет стимулирование спроса на научную продукцию. Импульс к развертыванию научных исследований должен исходить от крупных национальных компаний, иностранных инвесторов, которых в свою очередь, к этому должно побуждать государство, используя косвенные рычаги экономического регулирования (налоги, преференции) [4].
Неотъемлемым элементом механизма коммерциализации технологии должны стать центры продвижения технологий (ЦПТ), которые выполняют следующие функции: делают патентные заявки на отечественные и зарубежные изобретения; оплачивают стоимость, взимаемую за патентные заявки, и ежегодные сборы за патенты; выдают лицензии на запатентованную ИС; защищают права собственности от возможных нарушений этих прав; собирают роялти с владельцев лицензий; а также распределяют роялти в соответствии с заранее установленной схемой распределения между ЦПТ (для покрытия административных расходов), институтом или университетом, где данная ИС была создана, и изобретателем (изобретателями) ИС [5].
Технополисом в мировой практике считаются город, в котором критическая масса образования и культуры, науки и техники, наукоемкого бизнеса и венчурного капитала порождает цепную реакцию научной и деловой активности международного и глобального масштаба. Это города больших возможностей, реализации творческого потенциала и повышения уровня жизни, притягивающие наиболее квалифицированных исследователей и специалистов.
Возможны два подхода к созданию технополиса:
- строительство нового города, основным градообразующим элементом которого являются наука и наукоемкие предприятия. Такой подход реализован в Японии и Франции;
- развитие научно-образовательной инфраструктуры и преобразование в наукоемкую производственной сфер в городе с достаточно высоким исходным уровнем научно-образовательного и промышленного развития.
На первом этапе ядро технополиса образует крупный центр разработки и освоения производства высокотехнологичной продукции. Программа деятельности этого Центра обычно включает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство.
Национальный научный центр фундаментальных и прикладных исследований может стать крупным научным кластером, в котором институционально и территориально объединится значительный научный и образовательный потенциал.
Основными задачами ННЦ ФПИ являются:
- развитие приоритетных фундаментальных и прикладных исследований;
- институциональная консолидация научного потенциала на решении задач индустриально-инновационного развития страны;
- интеграция государственного научного сектора и высшего образования;
- подготовка научных кадров высшей квалификации;
- формирование современной благоприятной научно-образовательной среды и создание критической интеллектуальной массы;
- создание условий к кооперации и созданию информационнокоммуникационных сетей, облегчающих доступ к знаниям;
- снятие административных барьеров и развитие стимулов для кооперации государственного сектора образования и науки и частного сектора;
- преодоление барьеров для трансформации научного и образовательного потенциала в высокотехнологичный экономический рост;
- коммерциализация результатов научных исследований и развитие инновационной деятельности.
ННЦ ФПИ сможет стать выразителем интересов всего научного сообщества и обеспечивать научную экспертизу, причем не только по вопросам чисто науки, но и тогда, когда научные проблемы увязываются с политикой, затрагивают жизненно важные интересы общества, как, например, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, процессы глобализации.
Государственный научный сектор в этой интеграции может быть представлен крупным, ориентированным на исследования интеллектуальным потенциалом и достаточно развитой материальной базой, а университеты контингентом студентов и значительным в количественном и качественном отношении профессорско-преподавательским составом.
Создание Центра фундаментальных и прикладных исследований станет первым этапом развития Алматы как технополиса. Технополис должен стать, прежде всего, научным, технико-внедренческим, а не коммерческим проектом.