Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2 Rostov-on-Don State Medical University
2100 KB

Социальная и экономическая «цена» профессионального стресса у врачей очень высока. В Англии 40 % всех случаев нетрудоспособности врачей связаны с эмоциональным стрессом (Dinsdale P., 2011). По данным S. Rathod с соавт. (2012), у врачей часто отмечается высокий уровень тревоги и клинически выраженная депрессия, нередко даже более выраженная, чем у их пациентов. Обследованные врачи часто отмечали хроническую усталость, различные мышечные и головные боли, обострение соматических заболеваний, различные нарушения сна, проявления раздражительности и агрессии в отношениях с пациентами. Аналогичные нарушения выявлены у российских врачей (А.Б. Леонова, 2012), в виде тревоги, астении, нарушений сна. У врачей, работающих в поликлиниках, обнаружено нарастание признаков профессиональных и личностных деформаций [3, 4, 5], использование неадекватных форм купирования стресса (интенсивное курение, употребление алкоголя, демонстрация враждебности в поведении).

Оценка напряженности труда профессиональной группы основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки («Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05).

Мы провели анализ напряженности профессиональной деятельности врача-терапевта, и выяснили, что ей соответствует напряженный труд 2 степени (класс 3.2), который характеризует работу, происходящую в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат. Степень ответственности врача относится к градации «высокая», поскольку это не только ответственность за жизнь других людей. Показатели режима работы «Фактическая продолжительность рабочего дня» – выделен в самостоятельную рубрику, так как независимо от числа смен и ритма работы фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6–8 ч (участковые терапевты) до 12 ч и более (дежурства врачей стационаров). У врачей стационаров продолжительность смены составляет 12 ч и более. Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка и, соответственно, выше напряженность труда. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда в организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (врачи стационаров). «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам относятся только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных внутрипроизводственных документов, либо на основании государственных документов – санитарных норм и правил, отраслевых правил по охране труда и других. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды. Кроме того, существующие режимы работ врачей-терапевтов характеризуются отсутствием регламентированных перерывов (класс 3.2).

Таким образом, анализ регламентирующего напряженность труда документа, позволяет в целом высоко оценить эмоциональную и физическую напряженность профессиональной деятельности врача-терапевта, ее стрессогенный характер. Кроме того, необходимо отметить, что ряд причин профессионального стресса инициирован современными социально-экономическими реалиями российского общества, в частности, неэффективно выстроены структуры социальной защиты врачей [1, 2].