В условиях когда миллионы гигабайт информации ежедневно перемещаются по просторам мировой сети возрастает потребность подготовки специалистов с использованием информационных технологий. В связи с этим значительно возрастает роль информационных технологий в образовании.
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой жизни. В условиях когда миллионы гигабайт информации ежедневно перемещаются по просторам мировой сети возрастает потребность подготовки специалистов с использованием информационных технологий. В связи с этим значительно возрастает роль информационных технологий в образовании. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Информационные технологии играют в этом процессе особую роль, так как применение последних способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала. Так же интенсивное использование новых образовательных технологий может послужить повышению качества образования в целом.
Развитие информационных технологий и многих других электронных и цифровых ресурсов, поставило перед высшим образованием ряд новых вопросов. Некоторые студенты используют Интернет в качестве главной альтернативы традиционным литературным источникам и в связи с этим сталкиваются с рядом проблем, таких как происхождение, точность, качество и достоверность найденного материала. В традиционных печатных источниках качество информации обеспечивается многими факторами, такими как: академические заслуги авторов, уважение издательств и многое другое. В отношении Интернет-ресурсов такие механизмы обеспечения качества не действуют и пользователь вынужден оценивать их сам. Исходя из этого существует необходимость делать студентов критическими потребителями информации» [6].
Американская библиотечная ассоциация в своём отчёте подчеркивает «потребность всех людей быть информационно грамотными, что означает, что они не только способны определять, когда требуется информация, но и могут обнаруживать, выявлять, оценивать и эффективно использовать информацию, необходимую для принятия конкретного решения или для разрешения насущной проблемы» [6].
Развивая эту идею многие аналитики рассматривают то, что называется «информационной грамотностью», как позволяющую индивидам не только эффективно использовать информацию и информационные технологии и адаптироваться к их постоянно меняющимся условиям, но и критически осмыслять индустрию информации и информационное общество в целом [6].
В процессе обучения «информационная грамотность» имеет важнейшую роль как для преподавателя так и для студента, её важность проявляется в нескольких аспектах, таких как знание современных методов получения и обмена информацией, адаптация и готовность их применять на практике.
Учёные и аналитики выделяют семь главных информационных навыков, которые способствуют повышению информационной грамотности:
1. Способность осознавать потребность в информации.
2. Способность выделять, каким образом можно восполнить «пробел» в информации.
3. Способность конструировать стратегии обнаружения информации.
4. Способность обнаруживать и получать доступ к информации.
5. Способность сравнивать и оценивать информацию, полученную из различных источников.
6. Способность организовывать, применять и передавать информацию другим способами, соответствующими актуальной ситуации.
7. Способность синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание.
Повышение информационной грамотности студентов упростит процесс поиска и сбора информации, позволит наиболее точно и доступно доносить информацию до студентов, а так же повысит качество образования. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания.