Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Жуков С.В., Иванов В.В., Устинова Е.С.
2065 KB

Традиционное изложение теории туннельного эффекта, как свойства микрочастиц проникать через потенциальный барьер, вызывает сложности восприятия у студентов технический направлений подготовки. Вместе с тем, понимание физической стороны явления этого эффекта очень важно для студентов телекоммуникационных и приборостроительных специальностей, поскольку на использовании этого эффекта построено большое число функциональных элементов электронной и волноводной техники. Для студентов телекоммуникационных специальностей и направлений была разработана особая методика изложения этого раздела физики. Туннельный эффект для частиц различной физической природы (фотонов, фононов, плазмонов, микрочастиц и др.) рассматривается на базе читаемого для студентов курса Электромагнитные поля и волны, как свойство проникновения (просачивания) волн на глубину скин-слоя, а также через запредельные, непроницаемые в обычных условиях области пространства и волноводных структур [1, 2]. Такой порядок изложения физики эффекта не вызывает затруднений востриятия у студентов, поскольку эффект просачивания волн любой природы в непроницаемые области пространства им уже хорошо известен. Теория прохождения волн через границы разделов сред сравнительно просто обобщается на волновые процессы любой природы, в том числе на волновые свойства микрочастиц. Такой подход позволяет сразу же рассмотреть возможности управления проницаемость потенциальных барьеров любой физической природы и перейти к задачам практического использования эффекта туннелирования фотонов, электронов, фононов и др. [3].