Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN AT ELEMENTARY SCHOOL

Baygunova D.M. 1 Kadyrova M.B. 1 Zhamalbekova A.S. 1 Baymukhambetova K.M. 1
1 Kazakhstansky engineering and pedagogical university of Friendship of the people
The main task of elementary school – to provide development of the identity of the child, his creative abilities. The problem of development of abilities is rather actual. Not a secret that school and parents excites a question of development of abilities of pupils. Society is interested in that the person started working where he can bring the maximum benefit. And for this purpose the school has to help pupils to find the place in life.
creative abilities
elementary school.

Введение

Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, интересы и склонности, реализовать свои способности.

В “Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

Способности человека можно представить в виде дерева, где:

• корни – природные задатки человека,

• ствол – общие способности,

• ветви – специальные способности, в том числе и творческие.

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона.

Анализ литературных данных

Жан Жак Руссо писал: «Почти во всех делах самое трудное – начало». Начальная школа всегда была и останется началом всех начал. Именно начальная школа формирует портрет будущего подростка, юноши, молодого человека, закладывает в нем нравственные ориентиры, зажигает маяки ближайших и далеких целей. Именно начальная школа имеет уникальную возможность раскрыть, увидеть, распознать первый, еще еле заметный росточек творческого начала. Но именно начальная школа не имеет права на ошибку: то есть пройти мимо и не заметить творческой искорки в маленьком человеке, а еще хуже затушить ее своей некомпетентностью или просто нежеланием замечать что-либо.

Сколько бы мы сегодня не предлагали умных педагогических рецептов, вновь и вновь не изобретали «педагогический велосипед», как бы терминологически не перегружали академический язык педагогики, как бы не говорили (и совершенно справедливо), что воспитание одаренных детей – это программа-максимум общества, которое стремится к прогрессу, в центре успеха всегда стоит учитель, именно от того, как педагог способен объективно проводить педагогический анализ, видеть за обычным необычное, замечать невидимое, а за маленькими шалостями своих воспитанников видеть будущих мудрецов, во многом зависит будущая судьба малыша. «Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди», – писал Ян Амос Коменский, и он же продолжал: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни».

Но даже самый мудрый учитель не застрахован от ошибок, точно так же, как выполнение всех педагогических рекомендаций не гарантирует стопроцентного успеха. Но общее средство «Макропулоса», по-моему мнению, все же существует или та дорога, которая ведет к вечному успеху, это любовь к своему делу, любовь к другому человеку, к ребенку, ибо самое верное средство завоевать любовь других – подарить им свою любовь. Очень часто в разговоре с родителями учителя употребляют распространенные и истрепанные суждения: «ребенком надо заниматься и как можно с самого раннего возраста…, у ребенка не должно быть свободного времени и тогда не останется времени на глупости и т.д. и т.д.» Несмотря на избитость и привычность этих высказываний, уподобленных таблице умножения, в них я вижу рецепт и секрет успеха, вижу еще одно подтверждение тому, что «педагогический велосипед» давно изобретен, до со временем совершенствуется его конструкция, дизайн, но колеса крутятся в том же, давно определенном, направлении.

Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, что бы всегда у них было что делать». Для учителя неимоверно важно организовать коллективное управление учебно-воспитательным процессом, помочь детям занять наиболее благоприятную позицию «руководителя», который считает себя ответственным за свою деятельность. Совместное управление способствует формированию вместе с детьми модели урока, включению детей-помощников учителя, консультантов по предметам, в проведение устного счета, словарной работы, объяснения; порождает у детей эффект причастности, соавторства. Дети не могут существовать в вакууме, им нужно творчески ориентированное окружение. Формирование познавательного интереса, развитие творческих способностей всех детей – приоритетная цель работы любого учителя.

Материалы и методы исследований

Для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку составляются самостоятельные работы разноуровневой сложности: от базовой к широкому спектру творческих заданий. Творческие задания для третьей группы: придумай слова на правило, напиши мини-сочинение, запиши словосочетание одним словом, выпиши слова в порядке следования схем состава слова, составь рассказ из данных слов, найди лишнее слово и выпиши родственные, придумай аналогичный пример, продолжи ряд чисел, придумай задачу по данному решению, схеме. Деление детей на группы условное и стимулирует переход из одной группы в другую. Вся система заданий предполагает развитие мыслительных операций, умения рассуждать по аналогии, сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. На каждом этапе учебного процесса все дети получают задания, соответствующие уровню их учебных возможностей; высокая оценка не должная быть легкодоступной, но и никого нельзя закрывать от возможностей ее получения.

Результаты исследования
и их обсуждение

Для включения учащихся в творческий процесс просто необходимо проведение нестандартных уроков. Типы уроков могут быть самыми разнообразными:

- урок-конкурс;

- урок-путешествие;

- урок-экскурсия;

- урок-игра;

- урок-викторина;

- урок-спектакль.

Но роль учителя в развитии творческих способностей детей в начальной школе, впрочем как и в средней, и в старшей не ограничивается временными рамками урока. Если учителю удалось настроить музыкальные струны ребенка на правильный лад, то последний уже вне кубатуры классного кабинета, а дома, в библиотеке, театре, центре творчества и т.д. сам будет изучать нотную грамоту, а учителю будет оставаться просто дирижировать общим оркестром класса в сочетании с индивидуальными занятиями на музыкальных инструментах, причем очень разных и непохожих друг на друга.

Современный методический инструментарий сегодня, которым вооружен думающий, творческий учитель, позволяет решать многие сложные педагогические и творческие задачи. Примеров творческого подхода в реализации темы озаглавленной статьи можно привести множество, так как нет придела и границ творческому поиску и всевозможным инновациям. Главное – отдаваться любимому делу до конца, руководствуясь высказыванием К.С. Станиславского: «Наигрывать в искусстве нельзя, наигрывать можно только на балалайке», то есть как в педагогике.

Сегодня в моем четвертом классе, где я работаю, дети с огромным удовольствием идут на уроки, но с еще большим удовольствием бегут домой и не из-за того, что рады окончанию занятий, а потому, что у каждого из них есть свое творческое дело, задание, которое они уже завтра представят на обсуждение своим «собратьям по перу» в классе. Не первый год в нашем классе выпускается литературный журнал «Хочу все знать». Первая страница начинается со слов: «Мы сами сочиняли стихи и делали иллюстрации, придумывали кроссворды, интересные сказки». Кто-то из детей пишет стихи, кто-то составляет кроссворды или придумывает иллюстрации, а кто-то редактирует сам журнал, другие составляют математические ребусы и т.д. 

Уже много лет на Юго-Западе ежегодно проводится Ярмарка идей. И каждый год этот интеллектуальный марафон дарит нам своих окружных лауреатов, но главное даже не в этом. В Округе более 240 школ, а в каждой школе десятки классов, а в каждом классе свои лауреаты, авторы многочисленных творческих проектов. Проектная деятельность – замечательный инструментарий для любого педагога, стремящегося развивать творческие способности детей, в том числе и в начальной школе. К примеру, если в старшей школе ученик готовит проект «Если бы я был главой Управы», то в начальной школе, в том числе и в моем классе ребенок готовит проект «Если бы я был волшебником» и т.д.

Ученик сам ставит и реализует творческие задачи, относящиеся к разным областям человеческих знаний, а педагог, в данном случае, выступает в роли научного руководителя индивидуальной программы обучения, консультантом и помощником, внимательным наблюдателем, осуществляет индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. Как писал русский педагог К.Н. Вентцель: «… на ребенка надо смотреть, как на маленького искателя истины».

Заключение

Таким образом, для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия детей в творческой деятельности. Важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование на уроке и во внеурочное время. Создание общей атмосферы творчества и радости. Совершенствование механизмов психики, лежащих в основе творческого развития.