Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Учебное пособие предназначено для студентов естественнонаучных и социо-гуманитарных специальностей, и содержит справочный материал по истории основных этапов развития философии включая доклассический, классический, неклассический и постнеклассический этапы. Основное внимание уделено философским терминам, характерным чертам развития философии, сквозным идеям, важнейшим концепциям выдающихся философов на протяжении более двух тысяч лет.

Для того, чтобы современный специалист мог внедрять и использовать инновационные идеи и проекты он должен владеть, прежде всего, методами современной (неклассической и постнеклассической) философии. Возникновение неклассической философии было обусловлено огромными успехами естественных наук, а также осмыслением великих культурных традиций в истории человечества во второй половине XIX в. Прежде всего, это связано с человеческой деятельностью и коммуникациями, поскольку именно они, а также язык обусловили многовариантный характер взаимодействия субъекта и объекта в одних и тех же ситуациях, объединив эти категории в единое целое. Это особенно наглядно видно на примере исследований Ю. Хабермаса, который ставил в своей теории главной целью обоснование так называемого «коммуникативного разума» («коммуникативной рациональности») и «коммуникативного действия» направленных на разрешение противоречий существующей социальной реальности и на выработку новых культурных смыслов, который могут послужить ориентирами, как для развития общества, так и самого человека (Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса, c. 85).

В полной мере проблемы, поставленные в рамках неклассической философии были разрешены только на следующем этапе ее развития в рамках постнеклассической философии, развитие которой обеспечивается двумя «крыльями» – наукой и культурой. В этом процессе осуществляется несколько конкретных синтезов, таких как объединение западной и восточной традиции познания мира и человека, объединение естественнонаучного и гуманитарного знания. Главной мировоззренческой установкой дальнейшего развития нашей цивилизации должна стать ориентация на диалог, учитывающий разнообразие культурных традиций, без уничтожения их многообразия. Окружающий мир изменяется быстро, нелинейно, часто хаотически, современное человечество находится на распутье, в пределах которого определяется его дальнейшая судьба, и не позднее, чем к середине нынешнего века станет окончательно ясно перейдет ли оно на устойчиво-допустимый путь своего дальнейшего развития или человечество ожидает серия катастроф, деградация, гибель. Универсум, в который должно вступить человечество до середины текущего столетия, будет представлять собой систему взаимосвязанных общепланетарных сетей-оболочек (социальных, научных, технических, экономических, финансовых и т.п.), основанием которых станут предельные основания культуры. Во многом эти сети будут пересекаться, дополнять, развивать друг друга, формируя общепланетарное бытие и систему координат для его самоорганизации. Это бытие объединит в себе природное и духовное, материальное и идеальное, существующее и виртуальное.

Важнейшими направлениями постнеклассической философии, прежде всего, являются: современный универсализм, синергетика, история и философия науки, глобалистика, философия ноосферогенеза и экологии, глобального универсализма, философских аспектов философии техники и культуры. Необходимо также обеспечить формирование в отдельных культурах стыковочных узлов, позволяющих составить представление о других культурах и способствовать взаимодействию между ними. Каждый современный человек должен активно взаимодействовать с несколькими культурами, способствуя их замыканию в единый цикл (вещественный, энергетический, информационный). Это будет способствовать идентификации всех существующих культур, четкому выявлению их границ, характерных черт, прозрачности для других культур и максимальному их самоопределению.

Науки о культуре XXI века должны быть ориентированы на исследование, прежде всего, сложных, уникальных, исторически развивающихся систем, в которых главными являются взаимодействие с окружающей средой (открытость), самоорганизация, формирование мультикультурализма. Это привело к возникновению концепции «человекоразмерных комплексов» – природных систем, в которых активно проявляет себя человек, способствуя сближению естественных и гуманитарных наук. При этом также обеспечивается взаимодополнительное взаимодействие поэзии и науки, интуиции и логики, западного и восточного типов мышления, рациональных и иррациональных методов исследований, научных и вненаучных подходов, когнитивных и ценностных параметров знания, развивается взаимосвязь между объяснением и пониманием.

Духовное пространство, освобожденное от образцов настоящей культуры, потерявшее связь с её идеалами тут же заполняется различного рода симулякрами, которые активно проникают во все сферы духовной деятельности человека. Основным противоядием от лженауки, симулякров, негативных сценариев будущего цивилизации является развитие системно-синергетических и экологических методов исследования. Системность в современных условиях предполагает сочетание различных контекстов, обеспечивающих взгляд на одно и то же понятие или концепцию с разных сторон (например изнутри системы, извне её и с точки зрения соседнего уровня организации мира). Синергетический подход организует связь и устойчивое взаимодействие отдельных частей природы через совокупности ритмов, когерентные пространственное, временное и пространственно-временное взаимодействия. Он делает основной упор на самоорганизацию и самоподобие, на тождественность алгоритмов на всех уровнях организации мира. Экологический подход предполагает гармонизацию существующих связей между отдельными ядрами, модулями и оболочками культуры, совершенствование и оптимизацию этих связей.

В современном глобальном мире все культуры подвержены двум основным тенденциям. С одной стороны все они должны самоидентифицироваться, то есть четко выявить свои границы, характерные черты, стать прозрачными для представителей других культур. Проблема здесь в том, что многие культуры до сих пор не определились, остановившись где-то на полпути своего развития. С другой стороны они должны способствовать интеграции человечества. Это противоречие может быть разрешено через новый тип равновесия – «равновесие-паутину», образующегося на основе хаотических обменных процессов различных типов в процессе формирования общепланетарных культурных сетей. Равновесие-паутина демонстрирует, что сама сеть взаимодействий важнее их источников, так что основные ресурсы информации, духовности содержатся в самой сети взаимодействий образующих это динамическое равновесие.

Развитие универсализма предполагает универсализацию современного образования, развитие философии образования как интегративной, междисциплинарной науки. Это необходимо из-за огромного объема избыточной информации наносящей вред всем, кто не владеет необходимыми критериями и фильтрами для отделения полезной информации от вредной, а также её соответствующей обработки и доводки. Здесь следует ориентироваться на биогеоценозы как наиболее успешный пример эволюционных достижений природы, в которых сохраняются динамическое равновесие и устойчивые циклы вещества, энергии, информации, обеспечивается полная утилизация отходов этих циклов. В современном образовании определяющее значение приобретают науки биосферного и ноосферного классов, когнитивные науки, философская вера.