Гендерные исследования в психологической науке стали развиваться относительно недавно. В западной психологии исследования гендерных проблем, проводятся примерно с 1970-х годов. Выделяют три направления исследований: 1) полоролевой подход, опирающийся на либеральный феминизм; 2) исследования женщин в русле радикально феминистских взглядов; 3) социально-конструктивистский и постструктуралистский подходы к исследованию женщин. В отечественной психологии гендерные исследования стали активно проводиться с середины 90-х годов. Работы российских ученых в данной области, разделяют на две группы: 1) труды, в которых представлены результаты исследований западных психологов; 2) статьи, основанные на результатах собственных эмпирических исследований психологических различий между полами (Арутюнян, Алешина, Романов, Хасан, Тюменева,). Гендерные исследования основываются на следующих понятиях, которые были введены в результате изучения проблемы пола в психологии: гендерная идентичность, маскулинность, феминность, социальная половая роль, полоролевые стереотипы поведения, гендерные нормы, полоролевая социализация. Подростковый возраст является кризисным периодом в формировании гендерной идентичности, так как происходит интеграция и осмысление всей информации, относящейся к я. Важной функцией родителей в этом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, формировании оценки различных сторон жизни. В семье традиционно мать выполняет функцию эмоционального фона семьи, а отец представляет функцию нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. Условия воспитания ребенка в неполной семье имеют существенные отличия. Так, дети, выросшие без отца, часто имеют низкий уровень притязаний, высокую тревожность, мальчики хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок бунтует против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным и вялым. В развитии девочки отец играет также важную роль. Взаимоотношений с отцом запоминаются и становятся образцом всех типов и форм отношений будущей женщины с мужчинами. Отмечается высокая закомплексованность девочек, воспитанных матерью-одиночкой. Проблема детей, выросших без матери, в психологии рассмотрена достаточно мало. Состояние института семьи определяет будущее семей последующих поколений, что обуславливает актуальность исследования факторов полоролевой идентичности для проведения профилактической и коррекционной работы по развитию гендерного самосознания и эмоциональной готовности принятия своих гендерных ролей.