I. Актуальность темы исследования в представленной монографии обоснована возрастанием роли стратегического планирования и прогнозирования в системе государственного управления многих стран, к которым относится и Казахстан. В условиях глобализации и интеграции страны в мировую экономику стратегическое планирование является эффективным инструментом управления, который применяется во всей иерархии государственного менеджмента, как на национальном, так и на территориальном, отраслевом уровнях, в деятельности абсолютного большинства национальных компаний и бизнес-организаций. Стратегическое планирование реально становится главным координатором всей системы государственного планирования.
Проблемы стратегического планирования и государственного менеджмента активно изучаются на экономических факультетах в системе высшего и послевузовского образования Казахстана.
Востребованность этого инструмента приобретает особое значение в связи с переходом к практическому осуществлению программных установок новой общенациональной Стратегии «Казахстан-2050» и в период построения в республике основ наукоемкой модели экономики.
Объектом исследования в монографии являются изменения в развитии Казахстана за последние двадцать лет и перспективы управления этими процессами в долгосрочном периоде с применением инструментов стратегического планирования и прогнозирования в системе государственного управления.
Предмет исследования в монографии представлен в расширенном виде и включает четыре самостоятельные главы и четырнадцать основных тем, затрагивающих аспекты системы государственного планирования в целом и стратегического в частности, как научно-фундаментального, так и прикладного характера, каждая из которых может быть представлена в самостоятельном аспекте изучения проблемы.
II. Основными методами исследования являются анализ исторических и современных трендов в системе государственного управления различных стран мира; анализ прогнозных и форсайтных работ ведущих иностранных и международных организаций; мониторинг текущей динамики реализаций национальных стратегий, государственных стратегических планов и приоритетных государственных программ Казахстана, его регионов, отраслей, предприятий государственного сектора экономики и национальных компаний и др.
Методология проведения исследования основана на изучении теоретических и прикладных аспектов применения стратегического планирования в государственном управлении. Автор опирался на изучение и обобщение как зарубежного, так и отечественного опыта, а также выявление типичного (общего) и уникального (частного) в реализации национальных стратегий, стратегических планов и государственных программ. На комплексной основе осуществлен сравнительный анализ их миссии, целевых установок, механизмов разработки и реализации в рамках действующей в стране Системы государственного планирования.
Новизна результатов проведенного исследования выражается в том, что в монографии отражены новые аспекты проблемы, которые в системном и комплексном виде рассмотрены на примере развивающегося государства. За короткие сроки после обретения независимости, Казахстан добился эффективных результатов в своем экономическом и социальном развитии, благодаря именно использованию стратегического планирования в системе государственного управления. В опубликованных до настоящего времени подобных изданиях такой опыт в системном виде не представлен, хотя его изучение и адаптация в практику управления других государств могут иметь важное значение в современных условиях. К основным результатам, полученным автором в ходе завершенного исследования, с учетом решения поставленных задач, относятся:
1. Уточнение основных теоретико-методологических положений – категорий, принципов, функций, методов, целей и задач стратегического планирования, а также обоснование необходимости его применения в современной практике государственного управлении.
2. Разработка теоретических и методологических аспектов использования стратегического планирования в государственном управлении Республики Казахстан.
3. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта формирования и развития системы государственного планирования, обобщение типичного и уникального в национальных моделях.
4. Анализ основных форм стратегического планирования в Республике Казахстан, а также оценка некоторых итогов их разработки и реализации.
5. Обзор существующей нормативно-правовой базы системы государственного о планирования, действующей в Казахстане и выявление ее узких мест.
6. Разработка предложений и рекомендаций по дальнейшей модернизации системы государственного планирования на стратегической основе на всех уровнях государственного управления в Республике Казахстан и других стран мира.
III. Оригинальность первой главы монографического исследования, включающей первый-третий параграфы, заключается в том, что в ней систематизированы положения о теоретических и методологических основах перехода Казахстана к стратегическому планированию и прогнозированию в государственном управлении. Вопросы теории и методологии перехода республики к стратегическому планированию в государственном управлении, дифференцированы по таким важным направлениям, как – теоретико-методологические аспекты его внедрения в постоянно модернизирующуюся в анализируемом периоде систему государственного управления; вопросы эволюции государственного планирования в национальном аспекте и с учетом тенденций развития мировой экономики, а также – разработка нормативно-правового обеспечения системы государственного планирования в Казахстане.
Научно-теоретическая и практическая значимость второй главы монографии (параграфы четыре-пять) состоит в концептуальном обосновании и обобщении зарубежного опыта применения стратегического планирования в современном государственном управлении. В методологическом плане подробно анализируется современное государство, как объект стратегического плана и прогноза и инструменты управления, применяемые в его системе государственного менеджмента. Обобщение новейшего зарубежного опыта стратегического планирования в современном государственном управлении обобщено на основе выявления глобальных трендов в государственном управлении ряда развитых зарубежных стран, а также практического опыта внедрения стратегического планирования в государственное управление отдельных стран Европы, Азии и Америки.
Научная новизна третьей главы монографии (шестой-одиннадцатый параграфы) определяется тем, что в ней подробно рассматриваются основные стратегии и стратегические планы, образующие основу современной системы государственного планирования Республики Казахстан. В этом же разделе дан анализ разработки, осуществлен мониторинг и обоснована оценка реализации первой долгосрочной стратегической программы развития страны «Казахстан-2030». Комплексный и системный анализ основных форм государственного стратегического планирования в Казахстане проведен на многоуровневой основе. Среди них выделены: Стратегия «Казахстан-2030» – первая долгосрочная стратегическая программа развития страны; среднесрочные стратегические планы развития Казахстана; Стратегии развития территорий казахстанских регионов; Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития страны на период 2010-2014 годы (ГП ФИИР); Стратегии и стратегические планы национальных компаний. В завершающем параграфе этого раздела, автором подведены некоторые итоги выполнения упомянутых выше стратегических планов и государственных программ, скоординированных в рамках обеспечения приоритетных целей первой общенациональной Стратегии «Казахстан-2030» за весь период ее реализации (1997-2012 гг.).
Завершающая четвертая глава монографического исследования (двенадцатый-четырнадцатый параграфы) посвящена анализу некоторых проблем модернизации казахстанского государства, его системы государственного управления и в целом, и системы государственного планирования в частности, как важных механизмов реализации стратегии «Казахстан-2050». Научная новизна этого раздела состоит в том, что авторское обоснование путей совершенствования системы государственного планирования в условиях реализации новой национальной Стратегии «Казахстан-2050» рассматривается через призму выявления ее главных приоритетов и основных задач; реформу государственного управления в новых условиях, а также в аспекте модернизации национальной системы государственного планирования на стратегической основе.
В целом, полученные в монографическом исследовании результаты имеют высокую практическую значимость. Они полностью основаны на практике современного государственного менеджмента не только Казахстана, но и многих стран ближнего и дальнего зарубежья. В значительной мере они опираются на материалы различных институтов государственного управления, опыт работы автора в структурах государственного управления на региональном уровне, а также его опыт в системе высшего и послевузовского образования Республики Казахстан. Они также нашли отражение в ряде публикаций автора, в том числе в учебном пособии «Государственное стратегическое планирование и прогнозирование», которое рекомендовано Научно-методическим Советом Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева и издано в 2013 году. Данный курс в 2012 г. был внедрен в учебный процесс университета для изучения в качестве самостоятельного курса для бакалавриата и магистратуры, что отражено в учебных планах и программах.
Результаты исследования имеют долгосрочное значение, так как создают современную информационную базу для укрепления общетеоретической и методологической основы применения стратегического планирования в государственном управлении.
В монографии отражена обширная и систематизированная информация, которая имеет практическое значение для принятия эффективных решений специалистами сферы государственного управления.