Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В современном обществе население постоянно сталкивается с финансовыми продуктами и услугами. В связи с этим у населения формируется особый вид поведения – финансовое поведение. Понятие поведения определено как способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов [1]. Финансовое поведение – это особая разновидность экономического поведения, связанная с поведением населения на рынке финансовых продуктов и услуг и предполагающая мобилизацию, перераспределение и инвестирование имеющихся в распоряжении населения денежных ресурсов.

Финансовое поведение включает в себя различные виды финансовой активности населения, такие как: сбережения, инвестиции, страхование, кредитное поведение, различные программы по накоплению пенсии и т.п. Таким образом, финансовое поведение населения как часть экономического поведения имеет сложную структуру и является неотъемлемой частью жизнедеятельности индивида.

Финансовое поведение населения находится в сложном взаимодействии со всеми сферами жизни и испытывает на себе влияние множества факторов. Население, испытывая сложности при использовании финансовых продуктов и услуг, не может оценить преимущества вложений в те или иные финансовые инструменты, многие не знают принципов работы финансовых рынков, а также не осуществляют долгосрочного планирования собственного бюджета и инвестиционных вложений [2, 3].

Повышение уровня финансовой культуры и финансовой грамотности, призванных обеспечить активное взаимодействие финансовой и социальной сфер общества, является острой необходимостью [4].

Как свидетельствуют результаты российских исследований, каждая социально-экономическая группа населения имеет свои специфические особенности финансового поведения. На количество обращений в финансовые организации, форму и цели сбережений значительно влияет уровень образования, социальный статус, семейное положение, а также величина среднемесячного дохода, приходящегося на одного члена семьи. В целом, можно сказать, что в российской действительности социальные группы по-прежнему не доверяют коммерческим банкам, либо хранят деньги дома в форме наличности, а также вкладывают средства в объекты недвижимости [5].

На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что изучение финансового поведения населения имеет огромное практическое значение, поскольку решение такого вопроса как повышение уровня финансовой грамотности населения является условием успешного функционирования финансовых организаций и их дальнейшего развития.