Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

2 2 2 2
2
В системе современного образования качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления будущего специалиста-профессионала, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям.

Новое качество образования сегодня предполагает соответствие требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства, производства [4].

Качество подготовки специалистов в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России (далее - университет) отражено в «Программе стратегического развития Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (2012-2020 годы)». В этом документе определена миссия университета, поставлены цель и задачи программы, установлены сроки и этапы реализации Программы.

Миссия университета - осуществлять образовательную деятельность по подготовке конкурентоспособных специалистов в соответствии с существующими и будущими потребностями личности, общества и государства на основе интеграции медицинской науки и здравоохранения; формировать, поддерживать стратегию по сохранению и укреплению здоровья населения Краснодарского края и России, развивая партнерство с лидерами в области высшего образования, здравоохранения России и Мирового сообщества.

Цель Программы - стать ведущим инновационным медицинским университетом Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, добиться международного признания путем вхождения в число лучших вузов России и международные рейтинги вузов в области подготовки конкурентоспособных специалистов в соответствии с перспективами развития потребностей личности, общества и государства на основе интеграции медицинской науки и здравоохранения.

Степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников университета оценивается на основе опросов, официальных отзывов.

Цель исследования - изучение уровня образовательной деятельности в университете с применением анкетного и аналитического методов.

Для оценки уровня образовательной деятельности в университете был проведен опрос работодателей и студентов, обучающихся в университете, по специально разработанным анкетам, где учитывался уровень (качество) теоретической, практической подготовки по оказанию неотложной помощи, подготовленности  к жизни и труду в современных условиях и т.д.

Анализ анкетирования по проведенному опросу 21 медицинской организации (МО) Краснодарского края, из которых 9 МБУЗ и 12 ГБУЗ, о качестве образовательной подготовки выпускников университета (декабрь 2014 г.) показал хороший уровень (качество) образовательной подготовки в университете по всем факультетам - 8 баллов (табл. 1).

При этом уровень (качество) теоретической подготовки составил 9 баллов, уровень (качество) практической подготовки - 8; уровень (качество) подготовки по оказанию неотложной помощи - 8; уровень подготовленности к жизни и труду в современных условиях - 8.

Сильными сторонами университета 81,6% МО считают профессорско-препо­давательский состав, 47,6% - уровень учебно-методического и информационного обеспечения занятий, 47,6% - организацию производственной практики, 19,0% - организацию воспитательной работы, 28,6% - организацию научно-исследовательской работы студента, 4,0% - высокий авторитет университета среди населения.

 Таблица 1

Уровень (качество) образовательной подготовки, полученной студентами-выпускниками в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, по результатам анкетирования медицинских организаций

Студенты-выпускники по специальности

Уровень (качество) теоретической подготовки *

Уровень (качество) практической подготовки*

Уровень подготовки по оказанию неотложной помощи*

Уровень подготовленности  к жизни и труду в современных условиях*

Лечебное дело

9

8

9

9

Педиатрия

9

9

8

8

Стоматология

9

8

8

8

Медико-профилактическое дело

8

7

8

8

Фармация

9

9

7

8

ИТОГО

9

8

8

8

*Уровень (качество)  подготовки

9-10 баллов (высокий)

7-8 (хороший)

5-6 (удовлетворительный)

4 -0 (низкий)

В качестве наиболее слабой стороны выпускников 52,4% отметили способность работать и принимать решения самостоятельно, 23,8% - практическую подготовку, 23,8% - коммуникабельность, 33 % - инициативность в работе, 23,8% - способность работать в команде, 4% - отсутствие мотивации у студентов.

Отвечая на вопрос, как эффективнее организовать трудоустройство, 81,0% указал на распределение, 19,0% - на самостоятельный выбор, 14,3 % - на ярмарку вакансий.

От МО поступили следующие предложения по улучшению работы университета:

  • улучшить материально-техническую базу - 62,0%.
  • улучшить информационное обеспечение учебного процесса - 33,3%
  • улучшить организацию практической подготовки - 57,1%
  • активизировать культурно-воспитательную работу - 4%
  • создать ассоциацию выпускников - 19,0%.

Анализ анкетирования по проведенному опросу выпускников (507 чел.) всех факультетов университета о качестве образовательной подготовки, получаемой в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России в декабре 2014 г., показал хороший уровень (качество) образовательной подготовки, получаемой студентами-выпускниками в университете по всем факультетам - 9 баллов (табл.2.).

При этом уровень (качество) теоретической подготовки составил 8 баллов, уровень (качество) практической подготовки - 8; уровень (качество) подготовки по оказанию неотложной помощи - 9; уровень подготовленности  к жизни и труду в современных условиях - 9 баллов.

Сильными сторонами университета на всех факультетах 91,6% студентов считают профессорско-преподавательский состав, уровень учебно-методического и информационного обеспечения занятий, 90,8% отметили организацию производственной практики, 88,4% - организацию воспитательной работы и организацию научно-иссле­довательской работы студента.

Как свою наиболее слабую сторону выпускники отметили способность работать и принимать решения самостоятельно - 2,6%, инициативность в работе - 3 %, способность работать в команде - 3,8%.  

Таблица 2

Уровень (качество) образовательной подготовки,
полученной студентами в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,
по результатам анкетирования выпускников вуза

Студенты-выпускники по специальности

Уровень (качество) теоретичес-кой подготовки *

Уровень (качество) практической подготовки*

Уровень подготовки по оказанию неотложной помощи*

Уровень подготовленности к жизни и труду в современных условиях*

Лечебное дело

8

8

9

9

Педиатрия

8

8

9

9

Стоматология

8

8

9

9

Медико-профилактическое дело

8

8

9

9

Фармация

8

8

9

9

ИТОГО

8

8

9

9

*Уровень (качество)  подготовки

9-10 баллов (высокий)

7-8 (хороший)

5-6 (удовлетворительный)

4 -0 (низкий)

Факторами эффективной организации трудоустройства 39,6% считают распределение, 30,4 % - самостоятельный выбор, 78,4 % - ярмарку вакансий.

От студентов поступили следующие предложения по улучшению работы университета:

улучшить материально-техничес­кую базу -16,4%

улучшить информационное обеспечение учебного процесса - 4,0%

улучшить организацию практической подготовки - 4,4%

активизировать культурно-воспита­тельную работу - 4%

создать ассоциацию выпускников - 5,6%.

Для контроля освоения практических умений и навыков к государственной итоговой аттестации ежегодно в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России в весеннем семестре проводится анкетирование студентов всех выпускных курсов по специально разработанным анкетам для каждого факультета [2, 3].

Анализ анкетирования по проведенному опросу выпускников всех факультетов университета в апреле 2014 года (табл. 3) в сравнении с 2013 г. показал увеличение  процента студентов, самостоятельно заполнявших типовую медицинскую документацию на 17%, проводивших интегральную оценку состояния пациента - на 3%, манипуляции (преимущественно на фантомах) - на 25%, неотложную помощь (преимущественно на фантомах) - на 18%, отработавших специальные навыки и манипуляции - на 5%, подготовку рабочего места и необходимых технических средств для проведения фармацевтического анализа - на 17%.

Процент студентов, самостоятельно освоивших разделы Основы экономики аптечных учреждений (прирост 1,5%), Учет и анализ хозяйственно-финансовой деятельности (прирост 0,7), Гигиена, питание и профилактика в педиатрии (прирост 0,2), Лабораторная и инструментальная диагностика (прирост 1%), незначительно изменился.

В целях сохранения и повышения уровня освоения практических умений и навыков кафедрам рекомендовано усилить работу по ведению типовой медицинской документации, по оценке и интерпретации результатов лабораторных анализов и инструментальной диагностики, отработке специальных навыков и манипуляций, по отработке манипуляций по оказанию неотложной помощи; провести мотивационную работу среди студентов с целью привлечения к научно-исследовательской деятельности по производству биотехнологических препаратов.

Таблица 3

Уровень освоения практических умений и навыков студентами ГБОУ ВПО КубГМУ
Минздрава России (по результатам анкетирования выпускников)

Специальности

Делал сам

Видел, как это

делает преподаватель

Видел, как это делает др. студент

Знаю теоретически

Не видел, не знаю

2013

2014

2013

2014

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Ведение типовой медицинской документации

Лечебное дело

72,0

83,1

12,8

4,2

6,6

7,3

6,7

3,5

1,9

1,9

Педиатрия

58,0

73,9

24,8

14,5

2,6

0,7

13,7

6,5

0,9

4,3

Стоматология

68

79,1

13,2

5,3

7,1

6,2

7,2

7,1

4,5

2,3

Медико-профи­лактическое дело

75

84,2

12,7

4,1

3,6

6,3

7,0

4,9

0,7

0,5

Фармация

78.5

90,6

10,3

1,9

2,6

0,7

7,7

6,5

0,9

0,3

Среднее

70,3

82,2

14,8

6

4,5

4,3

8,5

5,7

1,8

1,9

Интегральная оценка состояния пациента

Лечебное дело

90,1

94,6

5,3

1,2

1,1

2,3

3,1

1,9

0,4

0

Педиатрия

93,0

94,4

6,2

2,1

0,3

0,7

0,1

2,1

0

0,7

Стоматология

88,1

90,2

6,1

3,3

3,3

4,5

2,0

1,9

0,5

0,1

Медико-профи­лактическое дело

89,2

91,3

4,8

4,6

4,5

3,1

1,0

1,0

0,5

0

Среднее

90,1

92,6

5,6

2,8

2,3

2,7

1,6

1,7

0,4

0,2

Лабораторная и инструментальная диагностика

Лечебное дело

83,0

84,9

12,3

9,8

2,9

3,4

1,7

1,69

0,1

0,2

Педиатрия

76,3

74,5

20,8

12,1

1,0

2,1

1,9

10,6

0

0,7

Стоматология

77,0

78,1

11,1

10,6

6,4

6,9

4,1

4,0

1,4

0,4

Медико-профи­лактическое дело

80,0

82,8

12,0

10,2

6,8

5,8

0,7

0,9

0,5

0,3

Среднее

79,1

80,1

14,1

10,7

4,3

4,6

2,1

4,3

0,5

0,4

Манипуляции

Лечебное дело

71,2

92,3

17,1

5,4

10,1

2,3

1,4

0

0,2

0

Педиатрия

56,4

84,5

34,1

1,3

0

0

9,3

1,4

0,2

0,7

Стоматология

68,4

85,2

20,1

12,4

8,1

1,2

1,6

1

1,8

0,2

Медико-профи­лактическое дело

81,2

83,0

11,9

10,1

6,1

6,5

0,4

0,2

0,4

0,2

Среднее

69,3

86,3

20,8

7,3

6,1

2,5

3,2

0,7

0,7

0,3

Неотложная помощь

Лечебное дело

85,0

89,3

12,8

10,1

1,3

0,6

0,9

0

0

0

Педиатрия

52,3

92,9

31,2

7,0

0,3

0

16,2

0

0

0

Стоматология

82,0

89

15,2

8,3

0,8

1,5

1,7

1,2

0,3

0

Медико-профи­лактическое дело

80,2

81,0

12,9

11,1

6,1

7,5

0,4

0,3

0,4

0,2

Фармация

52,3

62,9

11,2

7,0

0,3

0,5

36,2

29,6

0

0

Среднее

70,3

83,0

16,7

8,7

1,8

2,0

11,1

6,2

0,1

0,0

Специальные навыки и манипуляции

Стоматология

78,4

85,4

10,1

12,2

8,4

1,3

1,3

0,9

1,8

0,2

Медико-профи­лактическое дело

91,2

94,0

6,0

3,0

2,1

2,7

0,5

0,2

0,2

0,1

Фармация

92,3

94,5

1,2

1,1

0,3

0

6,2

4,4

0

0

Среднее

87,3

91,3

5,8

5,4

3,6

1,3

2,7

1,8

0,7

0,1

Основы экономики аптечных учреждений

Фармация

94,0

95,4

3,2

2,1

0,7

0,7

2,1

1,1

0

0,7

 

Учет и анализ хозяйственно-финансовой деятельности

Фармация

91,3

90,7

1,8

1,7

1,0

0,9

5,9

6,3

0

0,4

 

Подготовка рабочего места и необходимых технических средств для проведения фармацевтического анализа

Фармация

86,4

93,5

8,1

1,3

0

0

5,5

5,2

0

0

Гигиена, питание и профилактика в педиатрии

Педиатрия

80,1

80,3

14,0

14,1

0,9

0,7

4,1

4,2

0,9

0,7

Ежегодно на имя ректора поступают официальные письма, в которых отмечается профессионализм работы выпускников факультетов университета. Высокий и хороший уровни профессиональной подготовки выпускников университета позволяют им занимать ведущие должности в здравоохранении Краснодарского края и других регионов России. Тенденция профессионального роста у значительного количества выпускников университета отмечается не только за счет увеличения стажа работы и профессиональной переподготовки, но и в связи с активным вовлечением их в научно-исследовательскую работу.

Показатель востребованности выпускников в университете оценивается на основе заказов на выпускников и данных об их трудоустройстве. В университете ежегодно анализируются показатели востребованности выпускников ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России: количество заявок на выпускников; число выпускников, работающих по профилю; число выпускников, работающих в регионе.

Сотрудничество университета с медицинскими организациями (МО) и предприятиями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников университета, происходит по следующим направлениям: организация заключения договоров о сотрудничестве с целью трудоустройства выпускников; организация мероприятий по привлечению работодателей к участию в учебном процессе и научно-исследова­тель­ской работе обучающихся в университете; оказание помощи учебным подразделениям в организации стажировок и практик, предусмотренных учебным планом.

В целях проведения практической подготовки студентов в университете ежегодно утверждается перечень МО, являющихся базами производственной практики. Руководители, ответственные за производственную практику кафедр университета, организуют заключение договоров о проведении производственной практики студентов с медицинскими организациями; обеспечивают своевременную подготовку всей необходимой для проведения производственной практики документации; выделяют наиболее опытных преподавателей, ответственных за организацию производственной практики студентов; обеспечивают своевременное прибытие студентов университета в МО для прохождения практики, контроль прохождения практики, проведение итогового экзамена и своевременную сдачу отчета о практике руководителю  производственной практики. Университет заключает договоры о проведении производственной практики студентов с МО Краснодарского края. Кафедры, ответственные за проведение производственной практики студентов университета, и руководители МО принимают активное участие в организации производственной практики (зимней и летней) студентов университета.

Руководители МО Краснодарского края выделяют из числа наиболее квалифицированных врачей и среднего медицинского персонала медицинских организаций ответственных за производственную практику студентов в летний и зимний периоды; обеспечивают участие ответственных за практику работников МО в проведении итогового экзамена; в обязательном порядке принимают для прохождения производственной практики всех студентов, имеющих целевое направление из соответствующего муниципального образования.

Работа со студентами и выпускниками ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России в университете направлена на организацию временной занятости студентов, информирование студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда (спросе и предложениях).

Взаимодействие университета с местными органами власти по содействию трудоустройству выпускников, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения, реализуется путем обмена информацией о спросе и предложении на рынке труда с органами по труду и занятости населения, участия в мероприятиях по содействию трудоустройству, организованных местными органами власти.

Медицинские организации Краснодарского края испытывают высокую потребность в специалистах. Она подтверждается на ежегодных ярмарках вакансий, организуемых в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России для выпускников университета.

Удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов, являясь процессом многоаспектным, формируется также на различных проводимых совместно с органами практического здравоохранения мероприятиях, позволяющих выявить требования и запросы работодателей, с одной стороны, и возможности и направления подготовки специалистов в вузе, с другой.

Система управления качеством подготовки специалистов включает в себя и этап последипломного образования - факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ФПК и ППС) [1].

ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России обеспечивает функционирование системы послевузовской подготовки специалистов и дополнительного образования врачей и провизоров, позволяющей выпускникам медицинских вузов проходить первичную специализацию в интернатуре, ординатуре, а практикующим врачам и провизорам - повышать свою квалификацию и проходить профессиональную переподготовку для получения новой специальности в соответствии с лицензионными требованиями на циклах дополнительного профессионального образования. Структура и состав ФПК и ППС в достаточной мере удовлетворяют потребность практического здравоохранения в высококвалифицированных кадрах. Кафедры, функционирующие в составе ФПК и ППС, имеют соответствующие профилю специальностей клинические базы - ведущие медицинские организации федерального, краевого и городского уровней. Работа факультета основана на максимальном приближении последипломного образования к месту работы специалистов.

Отзывы практического здравоохранения о качестве подготовки специалистов в университете самые позитивные.

По информации Департамента труда и занятости Краснодарского края от 10.10.2013 г. №76.08-5637/13-15 и 05.12.14 № 76.08-7296/14-15 в службе занятости населения Краснодарского края выпускники университета 2008-2014 годов в качестве безработных не зарегистрированы. Данные анализа рынка труда подтверждают трудоустройство выпускников университета в медицинских организациях Краснодарского края и их востребованность на рынке труда.

Достаточно высокий уровень совместной работы университета с практическим здравоохранением способствует качественной подготовке выпускников по всем специальностям, и данное исследование, на наш взгляд, является тому подтверждением.