Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

2 2
2

Подготовка конкурентоспособных специалистов в соответствии с существующими и будущими потребностями личности, общества и государства является приоритетным направлением системы менеджмента качества образовательного процесса в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России.

Внедрение ФГОС ВПО с приоритетностью инновационных форм преподавания и обучения выводит на первый план не просто обучение студентов предметным знаниям, умениям и навыкам, объем которых постоянно растет, а студента, как активную, самостоятельную личность, имеющую соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Мотивация обучения студентов выражается в принятии ими целей и задач учебной деятельности, осмысленных как личностно значимые и необходимые.

На типичную ошибку преподавателей вузов указывает А.М. Митина. Она считает, что в своей педагогической деятельности преподаватели «неправомерно полагаются на тот факт, что студенты пришли учиться по собственной воле и уже поэтому достаточно мотивированы и заинтересованы в изучаемом предмете» [1].

Известно, что характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности, в частности: вовлеченность/отчужденность, активность/пассив­ность, удовлетворенность/неудовлетворен­ность происходящим. Задача преподавателя заключается в том, чтобы не только знать и понимать состояние мотивации студентов, но и прогнозировать динамику ее развития.

Таким образом, необходимость определения психологической готовности студентов к продолжению обучения в вузе представляется актуальной задачей.

В НИИ мониторинга качества образования в 2012 году была создана, апробирована и реализована диагностическая технология Интернет-тестирования студентов по изучению мотивационного и когнитивного компонентов готовности первокурсников к продолжению обучения в Вузе [3]. В основу была положена методика диагностики мотивации учения С.А. Пакулиной, С.М. Кетько [2]. Данная методика в отличие от других, используемых в практике психолого-педагогической диагностики мотивации, позволяет оценить как внешнюю, так и внутреннюю мотивацию обучения, а также входящие в эти группы мотивы поступления в вуз, реально действующие мотивы обучения и профессиональные мотивы.

В модифицированном варианте данной методики НИИ мониторинга качества образования студентам было предложено 42 утверждения, значимость которых они оценивали по трехбалльной шкале. Для оценки по данной методике было определено четыре уровня мотивации: очень высокая, высокая, умеренная (умеренно выраженная) и слабая мотивация к учению.

По окончании тестирования результаты диагностики мотивации как компонента психологической готовности первокурсника к продолжению обучения в вузе предоставлялись студентам индивидуально в виде информации, содержащей качественное описание уровней развития мотивов поступления в вуз, мотивов обучения и профессиональных мотивов, относящихся к внешней и внутренней мотивации.

По результатам проведенного тестирования 33-х вузовРоссии НИИ мониторинга качества образования указывает на тревожные тенденции в психическом развитии студентов. В связи с этим, повышается значимость проведения системного целенаправленного изучения и мониторинговых исследований содержания и методов обучения в школе и вузе, особенно в русле новых тенденций модернизации системы образования в РФ в целом [3].

Студенты первых курсов ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России прошли исследование психологической готовности по тестам, предложенным НИИ мониторинга качества образования в 2013 году.

Цель - исследование психологической готовности студентов первого курса к продолжению обучения в вузе.

Были протестированы студенты по следующим направлениям подготовки: 060101 Лечебное дело, 060103 Педиатрия, 060105 Медико-профилактическое дело, 060201 Стоматология, 060301 Фармация.

Результаты диагностики внутренней мотивации обучения (табл.1) у студентов первого курса свидетельствуют, что большинство студентов имеют высокий и очень высокий уровни развития внутренней мотивации.

Таблица 1

Уровеньразвития внутренней мотивации обучения студентов факультетов

 

Факультет

Внутренняя мотивация (%)

Очень высокая

Высокая

Умеренно выраженная

Слабая

Лечебный

43,8

32,9

18,9

4,4

Педиатрический

39,6

40,8

14,3

5,3

Медико-профилактический

29,8

46,8

14,4

9

Стоматологический

20,2

44,4

8,2

27,2

Фармацевтический

27,8

39,5

12,9

19,8

Суммарно развитие внутренней мотивации по уровням «очень высокая» и «высокая» у студентов педиатрического факультета представлено в 80,4%, у студентов лечебного  факультета в 76,7%, у студентов медико-профилактического факультета в 76,6%, у студентов фармацевтического факультета в 67,3%, у студентов стоматологического факультета в 64,6%.

Развитие внутренней мотивации у большинства тестируемых позволяет утверждать, что для первокурсников ведущими мотивами обучения являются потребность получить знания, интеллектуальное удовлетворение, стремление к саморазвитию.Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности обучающегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения. Студент непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Все это позволяет прогнозировать успешность их учебной деятельности в вузе.

Анализ результатов диагностики внешней мотивации к обучению у студентов первых курсов показалуменьшениедоли студентов, имеющих очень высокий уровень развития внешней мотивации по сравнению с результатами диагностики внутренней мотивации обучения, а также долю студентов, имеющих высокийуровень развития внешней мотивации. На лечебном факультете высокий уровень внешней мотивации имеют 61,9% студентов первого курса; на медико-профилактическом - 58,6%; на педиатрическом - 55,8% (табл. 2).

Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки, получение высшего образования, получение стипендии, подчинение требованиям родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. Преобладание внешней мотивации приводит к тому, что студент, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, может переживать бессмысленность происходящего, либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных дисциплин не является для студента личностно значимым. В этом случае можно предположить, что достижения студентов в учебной деятельности на различных этапах обучения в вузе будет менее успешным.

Таблица 2

Уровень развития внешней мотивации обучения  студентов факультетов

 

Факультет

Внешняя мотивация (%)

Очень высокая

Высокая

Умеренно выраженная

Слабая

Лечебный

12,1

61,9

22,1

3,9

Педиатрический

16,9

55,8

8,7

10,9

Медико-профилактический

13,5

58,6

19,8

8,1

Стоматологический

5,2

24,5

42,9

27,4

Фармацевтический

9,3

39,5

32,1

19,1

Таким образом, созданная в НИИ мониторинга качества образования диагностическая технология изучения психологической готовности студентов первых курсов кпродолжению обучения в вузе может быть использована с цельюпрогнозирования успешности учебной деятельности студентов, а такжедля разработки организационных, управленческих, воспитательных мер по их развитию и саморазвитию, что будет способствовать ихэффективному обучению в вузе.

Использование данной технологии на протяжении обучения студентов в вузе позволяет изучить динамику изменений их мотивации обучения.