Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

 В последнее десятилетие наблюдается активизация внимания исследователей к проблеме толерантности. Это вызвано необходимостью решения ряда актуальных задач, направленных на выявление условий проявления терпимости людей по отношению друг к другу; личностных факторов психологической устойчивости человека; подходов к формированию и развитию свойств личности, обеспечивающих ее толерантное поведение.

Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности: экзистенциальногуманистический (А.Г.Асмолов), диверсификационный (Дж. Бюджентал, М. Уолцер), личностный (Л.И. Рюмшина, К. Роджерс), диалогический (М. Гефтер, Братченко С.Л), фасилитативный (Ашмарин И.И., Рубцов А.В.).

В большинстве своем, авторы концепций по толерантности основываются на принципе терпимости, но не многие говорят о том, что толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, самопринятием и высокой степенью осознанности. Формирование толерантности к себе выступает как залог отношений на равных.

Развитие личностной толерантности возможно с применением методов гештальт-терапии посредством расширения осознавания человека, достижения внутриличностной целостности, осмысленности жизни, улучшения контакта с внешним миром. В настоящее время социальных психологов настораживают интолерантные проявления и тенденции в поведении подростков (проявления конфликтности, агрессии, экстремизма). Именно в подростковом возрасте личностная толерантность приобретает исключительную значимость как способность личности противостоять фрустрации, агрессии, стрессу, риску, неопределенности, сохраняя устойчивость.в процессе экспериментального исследования с использованием тестовых методик были выявлены пониженные показатели социальной адаптации у старших подростков, низкий уровень самопринятия и самоуважения, а также, высокие показатели конформизма, эмоциональной неустойчивости и тревожности. Иными словами, испытуемые подростки обладают недостаточным уровнем личностной толерантности.в исследовании разработана психокоррекционная программа развития личностной толерантности у старших подростков с использованием мето

Дик гештальт-тренинга, проанализированы основные подходы к определению личностной толерантности, раскрыты особенности старшего подросткового возраста и обозначена эффективность применения гештальттерапии в работе со старшими подростками по развитию личностной толерантности.