В отечественной педагогике образование рассматривается как самоорганизующаяся система. Ученые (Ю.В. Шаронин [1], Е.Н. Пугачева [2], Б.Пойзнер [3] и другие) утверждают, что при изучении педагогических процессов возможно применение принципов работы самоорганизации. Если прежняя система образования была направлена на обучение, ориентировано на знания, умения и воспитание, то новая парадигма подразумевает развитие самостоятельности, самообразования, самоорганизации личности в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Самоорганизационная модель образования предполагает открытость образования будущему, свободное пользование различными информационными системами, личностную направленность процесса обучения, изменение роли преподавателя [3, с.112].
Проблема самоорганизации студентов в процессе самостоятельной работы получила свое теоретическое обобщение в трудах П.И. Пидкасистого [4]. Автор указывает на то, что государственная политика модернизации российского образования направлена на изменение качества образования, что обусловлено необходимостью подготовки специалистов, ориентированных не только на выполнение определенных обязанностей, но и на постоянную самоорганизацию, саморазвитие.
Проблема самоорганизации относится к числу тех, которые постоянно находятся в фокусе внимания педагогов и психологов, занимающихся педагогической практикой. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет предположить, что самоорганизация в формировании готовности студентов к самостоятельной работе в вузе призвана упорядочить самообразовательную деятельность студентов на основе самостоятельной работы и привести ее в единую систему, нацеленную на достижение заданного уровня развития личности. В работах В.В. Краевского, Б.Б.Косова, М.В. Кларина и др. указывается на то, что государственная политика модернизации российского образования направлена на коренное изменение качества образования. Учеными признается, что формирование готовности у студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работы в вузе возможно только при включении студента в такой вид учебной деятельности, которая моделировала бы условия высокоэффективной профессиональной деятельности, соответствующей уровню европейского стандарта.
Процесс формирования готовности студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работы в вузе относится к сложным педагогическим явлениям, включающим в себя человеческий фактор.
В педагогике под моделированием понимается отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется педагогической моделью. Для того, чтобы модель соответствовала своему назначению, она должна быть согласованной с пространством, в котором она функционирует. Модель формирования готовности студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работы в вузе разработана в контексте реально-существующего образовательного пространства вуза, главной характеристикой которого является подготовка конкурентоспособных специалистов. Также модель должна быть воспроизводимой и простой, что позволило бы использовать ее в реальных ситуациях [5]. Она должна быть адекватной, что означает возможность с ее помощью достичь поставленной цели моделирования в соответствии с выделенными критериями [6, с.174].
Начальный период построения модели формирования готовности студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работы в вузе наиболее актуален в связи с выявленным противоречием между потребностью в создании такой эффективной концептуальной модели и недостаточностью теоретических, методических и технологических разработок содержания, методов, приемов, средств, необходимых для достижения этой цели. Таким образом, целью концептуальной модели является формирование готовности студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работы в вузе в соответствии с мотивационно-ценностным, операционально-деятельностным и рефлексивно-оценочным компонентами, а также оценка эффективности внутренних и внешних педагогических условий формирования данного вида готовности.
Модель представляет не только формализованное средство, но и универсальную форму отражения, выраженную средствами как естественного, так и искусственного языка, является принципиально необходимым методом научного исследования, который способен отразить специфический характер педагогической реальности. Концептуальная модель педагогического процесса формирования готовности студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работы в вузе может способствовать успешному разрешению возникших противоречий на путях интеграции научного знания, так как рассматриваемая модель способствует формированию эталона, характеризующего качества субъекта образовательного процесса, который должен быть обязательно сформирован для обеспечения успешности предлагаемой концепции.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что модель формирования готовности студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работы в вузе выступает в качестве примера абстрактной модели. В силу того, что модель направлена на получение нового знания об изучаемом объекте, она является исследовательской моделью. Кроме того, модель формирования готовности студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работе в вузе – структурная модель, так как содержание данной модели основано на компонентном составе и направлена на формирование такой готовности как интегрированного качества личности.