Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

2 2 2
2

В познавательной стратегии выделяют следующие компоненты: мотивационный, связанный с осознанием и постановкой цели деятельности; операционный, определяемый выбором той или иной последовательности интеллектуальных операций; рефлексивный, предполагающий осознание и коррекцию процесса деятельности, цели и фиксацию результата деятельности. Развитие познавательных стратегий означает и развитие познавательных мотивов. Познавательная стратегия раскрывает механизмы мотивации, а значит и создает условие для понимания, коррекции и развития этих механизмов. Знание механизмов позволяет повысить результативность управления развитием познавательной активности в обучении [1]. Объектом профессиональной деятельности специалистов по специальности «медико - профилактическое дело» является здоровье населения и среда обитания. Одним из наиболее важных аспектов становления специалиста является развитая мотивация к обучению, личностная потребность в овладении знаниями и умениями, готовность к труду. Диагностика мотивационной сферы представляет сложную задачу, так как мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» [4]. Мотивационный профиль исследован у студентов технических специальностей, психологов, студентов медицинских вузов [3]. У студентов медико – профилактического факультета практически не исследован мотивационный профиль. Рассматриваемая проблема является актуальной и имеет практическую значимость.

Целью настоящего исследования является выявление особенностей мотивации к обучению у студентов медико-профилак­тического факультета (МПФ) в рамках дисциплины «Анатомия человека, топографическая анатомия», изучение «мотивационного профиля» и его сравнение с таковым у студентов других факультетов (лечебного, педиатрического, стоматологического) ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России.

Материалы и методы. Обследовано 225 студентов различных факультетов в возрасте от 17 до 42 лет (55 мужчин и 170 женщин) 1-2 курсов. Для диагностики учебной мотивации использована методика А.А. Реана и А.В. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой (2004) [2]. Мотивы к обучению разделены по 7 шкалам: 1 - коммуникативные, 2 – избегание неудач, 3 – престижа, 4 – профессиональные, 5 – творческой самореализации, 6 – учебно-познавательные, 7 – социальные. Вопросы теста оцениваются по пятибалльной системе. Приведенные мотивы учебной деятельности по значимости делят: 1 балл – минимальная значимость мотива, 5 – баллов – максимальная его значимость. Обработка результатов проводилась методами вариационной статистики с использованием программы Microsoft Exсel. За достоверные различия в сравнении средних величин в парных сравнениях брали критерий t-критерий Стьюдента при p < 0,05.

Результаты и обсуждение. Между строением мотивационной сферы и структурой деятельности существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия. Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом определяется сложной системой мотивов, сформулированных на основе потребностей, желаний и интересов. Мотивация - циклический процесс, двояко детерминированный и складывающийся из внутренних (личностных) диспозиций и внешней (ситуационной) составляющей [4].

В «мотивационном профиле» студентов начальных курсов медико-профилак-тического факультета доминирующими являются «профессиональные мотивы». Последующие места в порядке убывания заняли мотивы: учебно-познавательные, коммуникативные, социальные, творческой самореализации, мотивы престижа, «избегания неудач». Мотив «избегания неудач» оказывается достоверно выше у студентов медико-профилактического факультета, чем у студентов лечебного и педиатрического, что свидетельствует об ориентации на начальных этапах обучения не на «достижение успеха», а на «избегание неудач».

Статистический анализ не обнаруживает ни по одной из 7 мотивационных шкал достоверных отличий одноименных параметров в группах студентов педиатрического и лечебного факультетов. У студентов стоматологического факультета по сравнению со студентами лечебного факультета существенно ниже оказывается выраженность мотивов «творческой самореализации» и «учебно-познавательных процессов». Значимые отличия обнаружены между мотивациями к обучению у студентов медико-профилактического и стоматологического факультетов: у студентов медико-профилактического факультета достоверно выше оказываются значения показателей по шкалам мотивов «престижа», «творческой самореализации» и «учебно-познавательными», чем таковые у студентов-стоматологов.

Выводы

1. Установлены в рамках рассматриваемого периода существенные различия в качественной и количественной характеристике мотивационной сферы студентов медико-профилактического факультета, что требует дифференцированного подхода при формировании профессиональных компетенций.

2.Установлен «мотивационный профиль» студентов медико-профилактического факультета, ведущую позицию в котором занимают профессиональные мотивы.

3.Установлено, что у студентов медико-профилактического факультета по сравнению со студентами лечебного и педиатрического факультетов более высокий уровень по шкале «избегание неудач», т.е. ориентация не на «достижение успеха», а на «избегание неудач».