Проблема формирования валеологической культуры личности активно обсуждается в настоящее время, т.к. уровень здоровья населения, несмотря на активное развитие медицины и достижения научно-технического прогресса, катастрофически падает. Следует отметить, что медицина и система здравоохранения в нашей стране в меньшей степени оказывают влияние на формирование в общественном сознании ценностных установок на здоровье и здоровый образ жизни. Представление о здоровье, и его эталоны формируются не профессионалами-врачами, а коммерческими структурами посредством экранной культуры. Здоровье, включенное в систему рыночных экономических отношений, становится экономической категорией, товаром и в современном обществе легко поддается ценностному переосмыслению. В условиях современной России ситуации такова, что состояние здоровья - это яркий показатель глубины антропокультурного кризиса. В стране по данным ВОЗ основными факторами риска смертности являются табакокурение – 17,1%, несбалансированное питание – 12,9%, избыточный вес – 12,5%, алкогольная зависимость – 11,9%.
В эпоху, когда резко меняется система ценностных установок,возникает ряд социальных проблем, от решения которых зависит будущий потенциал страны. Прежде всего, это проблема сохранения здоровья молодежи – популяционного ресурса страны. Отметим, что в последние годы активизировались исследования по проблеме формирования валеологической культуры и валеологического образования личности, разработке здоровьесберегающих педагогических технологий. Это работы В.Ф. Базарного, А.С. Батуева, Н.А. Голикова, В.П. Казначеева, В.Н. Касаткина, М.Г. Колесникова, Г.А. Кураева, 3.И. Татарниковой, В.О. Морозова и др. Однако как отмечают исследователи, на практике «врачи и педагоги пока не готовы к совместным действиям, к разделению и объединению сфер деятельности по формированию культуры здоровья как части общечеловеческой культуры. Медицине как никогда необходима помощь педагогики так как все основные «факторы риска» имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием» [1, с.6]. Педагогическая задача врача должна заключаться в том, чтобы способствовать формированию потребностей в укреплении здоровья, осознанной мотивации на здоровый образ жизни, через выполнение врачебных функций обучить людей здоровьесбережению.
Возникает парадоксальная ситуация, на которую обращают внимание исследователи: с одной стороны, здоровье принимают как важнейшую ценность, с другой – отсутствует культура здоровья. Современный человек готов жертвовать здоровьем ради красоты, карьерного роста, сохранения работы. Следует особо подчеркнуть, что сугубо личностное отношение к здоровью напрямую связано с господствующим в массовом сознании образом врача. А он достаточно противоречив.
Валеологическая культура и валеологическое образование – понятия, которые сформировались относительно недавно. К концу ХХ века стало понятно, медицина, несмотря на огромные достижения, не в состоянии обеспечить высокий уровень здоровья, снизить показатели смертности, что данная проблема требует формирования мотивации к здоровомуобразу жизни, формирования культуры здоровья. Известный автор учебников по валеологии В.П. Казначеев отмечал, что «валеологический анализ факторов здоровья требует переноса фокуса нашего внимания от медицинских наук, физиологических, биологических акцентов в направлении социологии, культурологии, духовной сферы… проблема общей валеологии есть проблема предназначения человека, где духовно-эстетическая, трудовая стороны должны сочетаться с его потребностями, убеждениями, с его физическими, биологическими резервами» [2, с.21].
Валеологию можно определить как метанауку и выделить в ней медицинскую, педагогическую и психологическую области познания. Это говорит о необходимости комплексного познания человека. Цель этих усилий следующая: человек должен быть здоровым, социально активным, жить долго и реализовать себя как личность. И «решение этой проблемы осуществляется различными направлениями валеологической науки» [2, c.59]. Её медицинская область является важнейшей, так как именно врачи в своей профессиональной практике приходят к убеждению о том, что существующая в настоящее время система здравоохранения и медицина в силу ряда объективных обстоятельств не гарантируют избавление человека от недуга или высокий уровень его здоровья. Понятие «здоровье человека» является медицинской категорией, но знание о ней делает приоритетным валеологическую педагогику. Необходимо разрабатывать образовательные и воспитательные технологии по формированию здоровья.
Проанализировав работы, посвященные проблеме валеологической культуры, мы пришли к выводу, что это относительно самостоятельная система в структуре общей культуры личности, формирующаяся как система личностных ценностей, основу которой составляют знания о сущности здоровья, путях и методах его укрепления и сохранения, и которая служит важным механизмом регулирования поведения людей в их жизнедеятельности.Формирование валеологической культуры связано с развитием валеологического сознания. Являясь частью общей культуры, валеологическая культура непосредственно связана с индивидуально-личностным развитием и проявляется в стиле поведения, в отношении к себе и к окружающим. И.И. Брехман отмечает, что «культуре нельзя обучить, ее можно только воспитать, пробудив потребность в образовании ... ибо нельзя научить, можно только научиться. Нельзя заставить заботиться о своем здоровье даже с помощью универсального педагогического рычага - отметки, но можно воспитать, сформировать эту потребность» [3, с. 75].
Врачебная профессия для человека становится сферой, где формируются мировоззренческие установки, в системе которых здоровье становится доминирующим фактором образа жизни. Врачебная профессия тем значима, что в ней на основе общения врача и пациента нейтрализуются факторы, отрицательно влияющие на здоровье, правильно организуется система мер по укреплению здоровья. В общении с врачом должно сформироваться убеждение, что познание себя (а не только окружающего мира), своих генетических, физиолого-психологических особенностей, знание методов и средств по сохранению своего здоровья, является единственным фактором физического и духовно-нравственного совершенствования человека. Воспитывать валеологическую культуру, равно как и культуру в целом, может и должен не только педагог, но и врач. Он как профессионал владеет необходимыми знаниями о сущности здоровья человека, о критериях качества жизни, о механизмах адаптации организма к условиям среды. Только в общении с врачом раскрываются индивидуально-личностные характеристики здоровья. В сфере врачебной профессии индивид усваивает знания о состоянии своего организма, вырабатываются мотивационные установки на укрепление и сохранение здоровья, формируется убеждение, что он сам является не потребителем здоровья, а его производителем.
Проблема формирования валеологической культуры в сфере врачебной профессии особенно актуальна для студентов медицинских вузов, чья задача уже как профессионалов, - культивирование ценности здоровья в масштабе общества. Только здоровый нравственно и физически врач способен выполнять социальный заказ по утверждению здорового образа жизни. Процесс формирования культуры здоровья в системе высшего медицинского образования становится в настоящее время необходимой задачей. Ее решение, на наш взгляд, через наличие такой культурной среды, в которой осуществлялось бы взаимодействие молодого человека с носителями культуры здоровья высокого уровня. Такой культурной средой является сфера врачебной профессии. Однако проблема состоит в том, что в настоящее время объективные условия жизни российских врачей, не в полной мере способствуют формированию у них культуры здоровья. Врач по определению должен быть эталоном здорового образа жизни. В системе высшего медицинского образования, которое неотрывно от системы врачебной профессии, имеется ряд проблем по формированию валеологической культуры студентов: недостаточно используется имеющийся потенциал вуза по укреплению здоровья обучающихся, физическое обучение и воспитание физической культуре остается ориентированным на нормативы, поэтому большинство студентов не считают занятия по физкультуре важными в плане формирования и укрепления их здоровья, в педагогическом процессе формирование валеологической культуры носит формальный характер. Следует отметить, что и сама система медицинского образования является фактором риска для здоровья обучающихся студентов и для врачей-педагогов.
Изложенное свидетельствует о наличии определенного рода дихотомии. С одной стороны, врачебную профессию образуют специалисты, обладающие необходимыми научными знаниями, но, к сожалению, не являющиеся носителями высокого уровня культуры здоровья. С другой стороны, система высшего медицинского образования, ориентированная на подготовку высококвалифицированного специалиста, в том состоянии, в котором она существует в настоящее время в России, не способствует формированию культуры здоровья и не ориентирует обучающихся на здоровый образ жизни. Решение проблемы видится в разработке модели формирования валеологической культуры с учетом индивидуальных особенностей личности студента. Такая модель, прежде всего, должна иметь под собой нормативно-правовую основу, что гарантирует право на охрану здоровья, оздоровление, отдых и регламентирует отношения в сфере медицинского образования и врачебной профессии. Еще одноусловие - это личный пример врача-педагога, который не только владеет валеологическими знаниями, но подает пример правильного использования средств и методов сохранения и укрепления здоровья.
Таким образом, необходимость интеграционного подхода медицины и педагогики актуализирует проблему формирования валеологической культуры, а это относительно самостоятельная система в структуре общей культуры личности, которая формируется как система личностных ценностей, основу которой составляют знания о сущности здоровья, путях и методах его укрепления и сохранения и которая служит важным механизмом регулирования поведения людей в их жизнедеятельности.