Современный школьный курс химии предусматривает изучение важнейших производств и основных направлений их развития. На примере изучения технологии этих производств учащиеся получают представления о видах и значении сырья, топлива, энергии и материалов, проблеме поиска их альтернативных источников и экономного расходования природных ресурсов. Кроме того, изучение этих вопросов формирует в сознании учащихся понимание роли химической науки и промышленности в современном обществе, знакомит со стратегией устойчивого развития и основными концептуальными положениями «зелёной химии».
Для оптимизации процесса изучения химических производств удобным современным средством контроля знаний являются тестовые задания. Их можно использовать в качестве инструмента проверки успешности усвоения учебного материала, изученного как на уроке, так и в процессе самостоятельной работы.
В основе составления тестовых заданий с технологическим содержанием лежат следующие принципы:
1) поэтапное рассмотрение естественнонаучных и технологических понятий с учётом нарастания их системности;
2) выделение и обеспечение взаимосвязи инвариантного и вариативного содержания учебного материала;
3) обеспечение познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Технологические понятия носят интегральный характер и имеют свою специфику. Практика показывает, что они усваиваются хуже в силу недостаточной мотивации и наглядности. Современные информационные технологии, применяемые в обучении, позволяют в «действии» постадийно рассматривать химико-технологические процессы и операции (технологические схемы, рисунки, объясняющие работу линий, узлов и аппаратов), показывать эффективность производственных реакций в различных условиях, что, безусловно, усиливает познавательный интерес учащихся к технологическим знаниям и позволяет расширить возможности тестовых заданий при выполнении самостоятельной работы (1, с. 144; 2, с. 30, 49). Чаще всего мы используем композиции тестовых заданий, проверяющие усвоение химико-технологических понятий, терминов, сущности химических процессов и условий их протекания.
Тестовые задания (один правильный ответ):
1. Первое руководство по металлургии опубликовано учёным:
1) П.П. Аносовым
2) И.П.Бардиным
3) М.В. Ломоносовым
4) Д.К. Черновым
Ответ:
2. Магний можно получить из природного минерала:
1) куприта 3) пирита
2) гипса 4) доломита
Ответ:
3. Первый стекольный завод был построен в 1784 г. недалеко от Иркутска. Важнейшими химическими реакциями при стекловарении являются реакции образования силикатов натрия и кальция…
4. В 1916 г. в Юзовке (ныне г. Донецк) под руководством русского инженера – технолога И.И. Андреева было создано первое в России промышленное производство синтетической азотной кислоты. Представьте три стадии процесса получения азотной кислоты и соответствующие им уравнения реакций. Укажите условия протекания реакций.
Стадии процесса |
Уравнения реакций |
1. 2. 3. |
|
5. При обжиге пирита в «кипящем слое» химический процесс выражается уравнением…
В контактном аппарате в присутствии катализатора при 450°С идёт процесс…
В поглотительной башне происходит поглощение оксида серы (VI) концентрированной серной кислотой и образование основного продукта…
6. Процесс окисления оксида серы (IV) до оксида серы (VI) в контактном аппарате при производстве серной кислоты имеет следующие характеристики:
1)
обратимый
экзотермический некаталитический
2)
гетерогенный
каталитический
обратимый
экзотермический
окислительно-восстановительный
3) необратимый
некаталитический
гетерогенный
экзотермический
окислительно-восстановительный
4) обменный
некаталитический
необратимый
Ответ:
7. Алюминотермией получают металл:
1) магний 3) хром
2) кальций 4) калий
Ответ:
8. Рафинирование меди из никеля электролизом относится к способу получения металла:
1) металлотермией
2) электрометаллургией
3) алюминотермией
4) водородотермией
Ответ:
9. Для получения металлов очень высокой степени чистоты нельзя применять метод:
1) зонной плавки металлов
2) переплавки металлов в вакууме
3) разложения летучих соединений металлов
4) электротермического восстановления металлов
Ответ:
В поисках ответов на поставленные вопросы в условиях образовательной среды учащиеся используют разные источники информации, привлекают межпредметные знания, учатся культуре общения со сверстниками и преподавателями.