Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Современный школьный курс химии предусматривает изучение важнейших производств и основных направлений их развития. На примере изучения технологии этих производств учащиеся получают представления о видах и значении сырья, топлива, энергии и материалов, проблеме поиска их альтернативных источников и экономного расходования природных ресурсов. Кроме того, изучение этих вопросов формирует в сознании учащихся понимание роли химической науки и промышленности в современном обществе, знакомит со стратегией устойчивого развития и основными концептуальными положениями «зелёной химии».

Для оптимизации процесса изучения химических производств удобным современным средством контроля знаний являются тестовые задания. Их можно использовать в качестве инструмента проверки успешности усвоения учебного материала, изученного как на уроке, так и в процессе самостоятельной работы.

В основе составления тестовых заданий с технологическим содержанием лежат следующие принципы:

1) поэтапное рассмотрение естественнонаучных и технологических понятий с учётом нарастания их системности;

2) выделение и обеспечение взаимосвязи инвариантного и вариативного содержания учебного материала;

3) обеспечение познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Технологические понятия носят интегральный характер и имеют свою специфику. Практика показывает, что они усваиваются хуже в силу недостаточной мотивации и наглядности. Современные информационные технологии, применяемые в обучении, позволяют в «действии» постадийно рассматривать химико-технологические процессы и операции (технологические схемы, рисунки, объясняющие работу линий, узлов и аппаратов), показывать эффективность производственных реакций в различных условиях, что, безусловно, усиливает познавательный интерес учащихся к технологическим знаниям и позволяет расширить возможности тестовых заданий при выполнении самостоятельной работы (1, с. 144; 2, с. 30, 49). Чаще всего мы используем композиции тестовых заданий, проверяющие усвоение химико-технологических понятий, терминов, сущности химических процессов и условий их протекания.

Тестовые задания (один правильный ответ):

1.    Первое руководство по металлургии опубликовано учёным:

1) П.П. Аносовым

2) И.П.Бардиным

3) М.В. Ломоносовым

4) Д.К. Черновым

Ответ:

2. Магний можно получить из природного минерала:

1) куприта             3) пирита

2) гипса                 4) доломита

Ответ:

3. Первый стекольный завод был построен в 1784 г. недалеко от Иркутска. Важнейшими химическими реакциями при стекловарении являются реакции образования силикатов натрия и кальция…

4. В 1916 г. в Юзовке (ныне г. Донецк) под руководством русского инженера – технолога И.И. Андреева было создано первое в России промышленное производство синтетической азотной кислоты. Представьте три стадии процесса получения азотной кислоты и соответствующие им уравнения реакций. Укажите условия протекания реакций.

Стадии процесса

Уравнения реакций

1.

2.

3.

 

5. При обжиге пирита в «кипящем слое» химический процесс выражается уравнением…

В контактном аппарате в присутствии катализатора при 450°С идёт процесс…

В поглотительной башне происходит поглощение оксида серы (VI) концентрированной серной кислотой и образование основного продукта…

6. Процесс окисления оксида серы (IV) до оксида серы (VI) в контактном аппарате при производстве серной кислоты имеет следующие характеристики:

1) обратимый
экзотермический                                       некаталитический

2) гетерогенный
каталитический
обратимый
экзотермический
окислительно-восстановительный

3) необратимый

некаталитический

гетерогенный
экзотермический
окислительно-восстановительный

4) обменный

некаталитический
необратимый

Ответ:

7. Алюминотермией получают металл:

1) магний                  3) хром

2) кальций                 4) калий

Ответ:

8. Рафинирование меди из никеля электролизом относится к способу получения металла:

1) металлотермией

2) электрометаллургией       

3) алюминотермией

4) водородотермией

Ответ:

9. Для получения металлов очень высокой степени чистоты нельзя применять метод:

1) зонной плавки металлов

2) переплавки металлов в вакууме

3) разложения летучих соединений металлов

4) электротермического восстановления металлов

Ответ:

В поисках ответов на поставленные вопросы в условиях образовательной среды учащиеся используют разные источники информации, привлекают межпредметные знания, учатся культуре общения со сверстниками и преподавателями.