Современные мировые тенденции в области профессионального педагогического образования, реорганизация системы высшего образования, развитие сети общеобразовательных учебных заведений разных типов, развитие профильного обучения в старшей школе, возможность выбора программ обучения указывает на рост требований к профессиональной подготовке и личностным качествам современного учителя. Поэтому особенно актуальными являются вопросы проектирования образовательной среды, создание оптимальных условий для становления личности будущего учителя, его всестороннее развитие и подготовка к выполнению социальных функций.
Среда влияет на развитие личности, человек в свою очередь также изменяет и развивает среду, так как проявляет активность и творчество в своей деятельности. Образовательную среду понимаем как систему педагогических и психологических условий, которые способствуют раскрытию и развитию способностей всех субъектов образовательной среды. Поэтому в проектировании образовательной среды развитие личности в процессе обучения нужно рассматривать в контексте «человек – окружающая среда». Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие личности. Образовательная среда является совокупностью различных факторов, компонентов, отношений конкретного учебного заведения, взаимосвязанных и дополняющих друг друга.
Цепочка генетически связанных понятий «среда – образовательная среда – образовательная среда высшего педагогического учебного заведения – образовательная среда профессиональной подготовки учителя химии» расширяет понимание структуры, подчёркивает феноменологические свойства объекта и фиксирует субъектную позицию студента, являющегося главным условием существования образовательной среды.
Структура образовательной среды профессиональной подготовки учителя химии определяется ее целями и спецификой. Современные требования к выпускникам педагогических вузов обусловлены требованиями и процессами, которые предлагает современное общество. Будущие учителя химии должны: решать задачи, соответствующие квалификации; уметь осуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи обучения, воспитания, развития личности школьника, с учетом специфики преподаваемого предмета; уметь стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических особенностей; уметь анализировать свою деятельность с целью ее совершенствования и повышения квалификации. Достижение этих целей студентами является сложным процессом, который должен быть адекватен идеям современных дидактических концепций. Образовательная среда профессиональной подготовки учителя химии индивидуальна для каждого студента, а её границы и свойства зависят от собственной активности субъекта, его позиции в образовательном пространстве (лекционная аудитория, лаборатория, школа), ситуации (лекция, практическое занятие, лабораторная работа, педагогическая практика, исследовательская и проектная деятельность), используемых ресурсов.
Рассматривая структуру «среды существования и развития человека», Е.А. Климов выделяет социально-контактную, информационную, соматическую и предметную части среды [1, c.169].
Г.А. Ковалев в сферы психологического анализа среды включает физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения [1, с.170].
Учитывая специфику обучения в высшем педагогическом учебном заведении, выделяем три этапа становления специалиста. Первый этап – адаптация студентов к условиям учебного процесса в вузе. На этом этапе осуществляется актуализация знаний, умений и навыков студентов, понимание способов организации учебной работы, характерных для вузов. Второй этап – активное овладение методологическими умениями и навыками. Третий этап – профессиональная ориентация студентов, требует включения дополнительных компонентов в процесс обучения (например, педагогической практики) и предоставления профессиональной направленности другим формам и методам обучения.
Профессиональная подготовка будущего учителя химии требует также целенаправленного развития его личности, формирования способностей, которые помогают овладеть педагогической техникой. Поэтому образовательные цели среды необходимо рассматривать в единстве с развивающими целями.
Проектированиеобразовательной среды профессиональной подготовки учителя химии предполагает определенную специфику реализации дидактических компонентов (стимулирующе-мотивационного, операционно-деятельностного, контрольно-регулирующего, рефлексивного).
Стимулирующе-мотивационный компонент направлен на формирование мотивации, необходимой для освоения будущими учителями знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности. Он является основой для формирования индивидуальной профессионально ориентированной траектории каждого студента, а также отражает взаимосвязь изучаемой дисциплины с конкретными сферами будущей профессиональной деятельности. В проектировании профессионально ориентированной среды опору на субъективный опыт полезно дополнять реальной педагогической практикой. Особую роль призвана сыграть педагогическая поддержка, форма которой должна соответствовать возрастным особенностям студентов, а по содержанию – это должна быть методологическая помощь, которая бы стимулировала их к познавательной активности.
Операционно-деятельностный компонент связан с освоением студентами различных видов профессиональной деятельности учителя химии. Действия будущих учителей важно ориентировать на овладение методологией познавательной деятельности не только для того, чтобы повысить ее успешность, но и для того, чтобы студенты в дальнейшем могли научить этому своих будущих учеников.
Контрольно-регулирующий компонент предполагает контроль и коррекцию образовательной среды с использованием различных характеристик эффективности познавательной и других видов деятельности студентов, как качественных, так и количественных. С позиции личностно-ориентированного обучения следует рассматривать также характеристики, отражающие реализацию будущими учителями своих возможностей, степень проявления творчества.
Рефлексивныйкомпонент выполняет роль связующего звена в соотношении между изменением личности на разных уровня развития и возможностями,которые дает образовательная среда.
Сложность взаимосвязей этих компонентов, их иерархичность и качественная разнообразие требует реализации системного подхода к структурированию образовательной среды профессиональной подготовки учителя химии.