Вопросы профессиональной подготовки специалистов в высшей школе чрезвычайно актуальны. Химия, как учебная дисциплина, согласно ФГОС у студентов, обучающихся по специальности 31.05.01 (060101) Лечебное дело, преподается в 1 семестре на 1 курсе обучения в вузе. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Из них 72 часа аудиторных (20 часов – лекций, 52 часа лабораторных) занятий и 36 часов отводится на самостоятельную работу студентов.
Проведённое нами анкетирование среди студентов 1 курса лечебного факультета в конце 1 семестра обучения показало, что 47,4% опрошенных считают, что знание химии нужно врачу. Но студенты испытывают сложности в изучении химии. В 71% случаев студенты сталкиваются с трудностями при самостоятельном изучении больших объёмов учебного материала. Вся дисциплина разделена на 4 модуля: 1) Элементы химической термодинамики; 2) Учение о растворах. Ионные равновесия и обменные реакции в растворах; 3) Электрохимия; 4) Поверхностные явления и дисперсионное состояние вещества. Вид аттестации по данной дисциплине – зачет.
Предполагается, что в ходе обучения химии формируются и общие, и профессиональные компетенции: ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-27, ПК-32. По результатам нашего анкетирования 63, 0 % опрошенных считают, что только в некоторых темах при изучении химии учитывается профессиональная направленность подготовки врача. Наиболее приемлемыми для реализации профессиональной химической подготовки врача формами работы студенты считают выполнение лабораторных работ (36, 0%) и решение задач, связывающих химию и медицину (39,5%).
В связи с тем, что на весь курс химии отводится 10 лекций и 26 лабораторных работ, и необходимо рассмотреть достаточно большой объём теоретического материала резервы для реализации профессиональной направленности мы видим в организации соответствующей самостоятельной работы. Например, в начале семестра студентам для самостоятельной работы предлагается ответить на вопросы опросника на тему «Химия, медицина и здоровье человека», состоящего из трех разделов [1]. В 1 и 2 разделе предусмотрены вопросы открытого типа, а в 3 – выбор ответа [2].
В разделе 1 приведены вопросы, позволяющие оценить химическую информированность и грамотность студентов. Например: Какие химические элементы называют элементы-органогены? Какие кислоты присутствуют в организме человека? Какие металлы называют металлами жизни, в каком виде они присутствуют в организме? Назовите основное вещество костной ткани, каков его химический состав? Какие биологические жидкости живого организма представляют собой коллоидные системы? Какова физиологическая норма рН крови человека?
В разделе 2 приведены вопросы, позволяющие оценить компетентность студентов, например: В чём отличие дистиллированной воды и воды для инъекций? Перечислите сильные окислители, использующиеся в медицинской практике, какое действие они оказывают? Какие медицинские препараты, содержащие кальций и магний Вам известны? Чем опасны нитраты и нитриты для здоровья человека?
В разделе 3 приведены вопросы, позволяющие оценить поведенческую культуру студентов (наличие определенных ценностей, установку на решение экологических проблем и изменение отношения к своему здоровью, к природе в обществе и у каждой личности). Студентам предлагается выбрать один из трех вариантов ответов на вопросы: да, нет, иногда (не всегда). Например: Допустимы ли химические опыты, испытания на людях, в целях науки? Врачу необходимо знать экологические проблемы современности и изучать пути их решения? Здоровье человека определяется как физическим, так и психологическим его состоянием? Химические знания необходимы для понимания механизмов действия лекарств? Предполагает ли высокий профессионализм врача его высокую духовно-нравственную культуру? Врач не имеет права на вредные привычки (курение, алкоголь), зная их последствия для здоровья? Должен ли сам человек (больной и врач) корректировать своё здоровье через питание, образ жизни? В ответах на вопросы данного раздела реализуется воспитательная составляющая образовательного процесса по химии [2]. Мы много говорим о развитии интеллекта, знаний, но профессия врача подразумевает служение людям, применение знаний во благо, личностный и духовный рост будущего врача в образовательном процессе вуза и в дальнейшей практике.
Таким образом, в конце семестра студенты сдают ответы на вопросы изпредложенного опросника, и организуется мини-конференция с дискуссией по рассмотренным вопросам. При ответах студенты ищут информацию, пользуются разной учебной литературой, Интернет-источниками, учатся анализировать найденную информацию, критически оценивать её, выделять главное и формулировать ответ на вопрос, высказывать своё мнение. За ответы на вопросы из опросника и за выступление на мини-конференции студенты могут получать баллы, дополнительные к основным баллам за выполнение письменных контрольных работ по химии. На конференции и по результатам оценки ответов на опросник, выявляются студенты, отличающиеся высоким уровнем научного мировоззрения, которым предлагается стать участниками молодежного научного кружка, заниматься научно-исследовательской деятельностью, принять участие в конференциях и олимпиадах, организуемых вузом.
В последнее время на телевидении, в радиопередачах часто затрагиваются вопросы здоровья, здорового питания, образа жизни. Важно, чтобы студенты, изучая химию, могли связывать химические знания с жизнью, применять их в ответах на профессиональные вопросы, чтобы не было ситуаций, когда они могут решить сложное уравнение, расставить коэффициенты, написать формулы, но не могут ответить на элементарные вопросы, характеризующие грамотного и компетентного специалиста.