Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Индивидуальная чувствительность к стрессу, или стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной или учебной деятельности. Это способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора [1]. Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу — тот уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс). Их определение чрезвычайно важно для того, чтобы жить и работатьэффективно, без вредных последствий для своего здоровья и деятельности окружающих [3].С целью выявления степени стрессоустойчивости проведено тестирование 200 студентов 1 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов КубГМУ.

Стрессоустойчивость, как объективное свойство личности, определяли методом Ю.В. Щербатых, оценивая поведенческие реакции по пяти шкалам. Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, которые невозможно изменить. Вторая шкала – склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессу. Третья шкала – предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Четвертая - определяет деструктивные, а пятая- конструктивные способы преодоления стресса. Общее количество баллов менее 35 свидетельствует о высокой стрессоустойчивости, от 35 до 85 – о средней, более 85 – о низкой стрессоустойчивости, т.е. стрессочувствительности [3]. Кроме того, обследуемым было предложено субъективно оценить свою стрессоустойчивость по 10-бальной шкале.

Результаты объективного соотношения уровней стрессоустойчивости представлены на рис 1.

0

Рис.1. Соотношение уровней стрессоустойчивости по результатам тестирования

Полученные данные свидетельствуют, что большинство студентов (61%), имеют средний уровень стрессоустойчивости. Доля студентов с высокой и низкой степенью стрессоустойчивости оказалось равнозначной: 20% и 19%. Студенты, имеющие низкую стрессоустойчивость, склонны к излишнему усложнению ситуации и повышенной реакции на обстоятельства. Респонденты, имеющие высокую стрессоустойчивость, наиболее устойчивы к психосоматическим заболеваниям.

Результаты самооценки своей способности противостоять дистрессу представлены на рис. 2.

0

Рис.2. Соотношение уровней стрессоустойчивости по результатам самооценивания

Как видно, 20% респондентов оценивают собственную стрессоустойчивость как высокую, что соответствует объективно полученным данным. Низкую стрессоустойчивость признают у себя лишь 5% обследуемых.Таким образом, более половины опрошенных с объективно низкой стрессоустойчивостью не осознают этого, считая ее нормальной. Это значительно повышает их уязвимость при воздействии стрессогенных факторов и может привести к неадекватному реагированию на них. 

Проблема стрессоустойчивости связана с особенностями перехода к информационному обществу, ростом научно-технического прогресса, повышением конкуренции и требований к профессиональной деятельности, в том числе и медицинских работников [2]. Известно, чтоэто качество можно развивать, повышать специальной тренировкой как самостоятельно, так и под руководством специалиста. Полученные данные свидетельствуют, что среди студентов имеются такие, для которых эта проблема и способы ее решения остаются весьма актуальными.