Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

На базе Орловского государственного университета создано подразделение довузовского образования – «Университетский лицей». Основным направлением деятельности лицея является предоставление обучающимся возможности получения углубленного образования и расширения знаний по всему спектру изучаемых дисциплин, в том числе по химии.

Современное образование должно обеспечивать приобретение знаний в течение всей социально активной жизни, поэтому становится значимой проблема непрерывности образования, решение которой невозможно без осуществления преемственности. С позиций непрерывности и преемственности процесс образования предполагает овладение обучающимися такими знаниями, которые являются необходимыми и достаточными для продолжения обучения на следующем этапе. В то же время, сохраняется разрыв между уровнем требований в высшей и средней школе. В преодолении этого разрыва  большую роль могут сыграть лицеи, созданные при вузах.

Обучение в университетских лицеях позволяет учащимся более полно реализовать свои способности, повысить уровень мотивации выбора специальности при поступлении в вуз, а так же адаптироваться к обучению в вузе. Подбор учебного материала строится на основе современных требований, предъявляемых к поступающим в вузы химического и естественно-научного профиля.

Одной из основных форм организации учебно-воспитательного процесса в 8-9 классах лицея является урок. Для повышения продуктивности уроков наиболее эффективным является сочетание самостоятельной работой с другими видами и методами обучения. Это одно из наиболее действенных средств снятия эмоциональной перегрузки учащихся. Созданию благоприятного психологического климата на уроках способствуют разнообразные активные формы деятельности учащихся, например, работа с учебником, с дополнительной литературой, выполнение эксперимента, решение задач и др. Химия, как наука,  имеет благоприятные возможности для этого, так как в программу по химии включены и теоретические вопросы, и практические работы, и задачи [1, с. 82].

Преподавание химии в 10-11 классах лицея максимально приближено к вузовской системе. Отличительной особенностью по сравнению с общеобразовательной школой является лекционно-семинарская система обучения и поэтапная система контроля знаний учащихся.

Работа по усвоению знаний и формированию умений учащихся при проведении лекционных, семинарских и практических занятий организуется таким образом, чтобы подготовить их к восприятию и конспектированию лекций, работе с дополнительной литературой, а также к самостоятельной познавательной деятельности [2, с. 302].

На лекциях излагается основной теоретический материал, общие методы и алгоритмы решения задач. Учащиеся могут испытывать затруднения при восприятии лекций на начальных этапах обучения, поэтому особое внимание уделяется обоснованию важности информации для будущей профессиональной деятельности, создание проблемных ситуаций, приводящих к диалогу, дискуссии, размышлению вслух. В этом случае учащиеся оказываются в ситуации, когда требуется не простое прослушивание лекции, а активная познавательная деятельность.

Продолжается работа по формированию системы теоретических знаний и проверке их усвоения на семинарских занятиях. Целью таких семинаров является приобщение учащихся к изучению, осмыслению, изложению теоретического материала, развитие их химической речи. Преподавателями лицея разработаны учебно-методические пособия, особенностью которых является то, что они стали не только источником получения информации по темам семинаров, но и руководством по формированию умений самостоятельной работы со специальной литературой. Часть изучаемых вопросов выносится на самообучение, что позволяет экономить время и дает возможность более глубоко отрабатывать практические навыки.

Курс химии в университетском лицее предусматривает расширенную практическую подготовку учащихся по сравнению с общеобразовательной программой. Практическая направленность подчеркивается расширенным курсом по решению расчетных, логических, экспериментальных и других типов задач. Большая роль отводится демонстрационному и лабораторному химическому эксперименту. Учащиеся самостоятельно исследуют химические явления и закономерности, выполняя лабораторные опыты и практические работы, что способствует сознательному усвоению знаний. Решая экспериментальные задачи, ученики совершенствуют свои умения и навыки, учатся применять полученные теоретические знания при решении конкретных заданий.

Для дифференцированного контроля знаний используются разноуровневые контрольные работы и разноуровневые тесты, позволяющие быстро и эффективно проверять уровень усвоения теоретического материала, навыки решения расчетных задач на этапах вводного, промежуточного и итогового контроля. Промежуточный дифференцированный контроль позволяет своевременно и эффективно проводить повторение изученного материала перед проведением итогового контроля, что снижает нагрузку на обучающегося.

Процесс преподавания химии нацелен на качественное овладение обучающимися знаниями, которые в дальнейшем помогут им успешно сдать ИГА-9 и ЕГЭ, а также способствует снятию психологической нагрузки при переходе учащихся от обучения в средней школе в высшую. Лицеисты владеют основными навыками, необходимыми при обучении в вузе (умение конспектировать лекционный материал, самостоятельно работать с учебной литературой, владеть методикой постановки химического эксперимента и т.д.) и ориентированны на подготовку к самообразовательной деятельности, что способствует непрерывности и преемственности на дальнейших этапах обучения.