Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физика. Математика» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программы по специальности «Педиатрия» [2]. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов (3 ЗЕТ). В связи с уменьшением общего количества часов на аудиторные формы подготовки специалиста и безусловной значимостью дисциплины для комплексного профессионального развития, нами были предложены структурные и функциональные изменения содержания курса.
Разработка интегративно-модульной структуры курсапривела к формированию следующих блоков содержания, с учётом внутримодульной и межпредметной интеграции: 1. Основы высшей математики. 2. Теория вероятностей и элементы математической статистики. 3. Медицинская электроника: средства съёма медико-биологической информации, усилители биопотенциалов, устройства изображения и регистрации, системы обработки медико-биологической информации. 4. Оптика. 5. Механические, электромагнитные колебания и волны. 6. Элементы квантовой физики атомов и молекул. 7. Элементы физики атомного ядра и элементарных частиц. 8. Биофизика клетки. 9. Биомеханика.
В модульной структуре тесно связаны блоки фундаментальных и прикладных знаний, то есть она содержит фундаментальный теоретический материал и методологически прикладной, основанный на теоретическом. Считаем, что необходимым условием эффективного проектирования содержания курса «Физика. Математика» является сообщение именно фундаментальных основ науки с последующим наращиванием функционально-прикладного вектора [1].
В качестве целей освоения дисциплины мы выделяем: формирование у студентовсистемных, фундаментальных знаний о физических свойствах и физических процессах, протекающих в биологических объектах, необходимых, как для обучения другим учебным дисциплинам, так и для непосредственного формирования специалиста в области медицины.При этом должны быть решены следующие задачи:
– формирование современных естественнонаучных представлений об окружающем материальном мире;
– выработка у студентов методологической направленности, существенной для решения проблем доказательной медицины;
– формирование у студентов логического мышления, умения точно формулировать задачу, способность вычленять главное и второстепенное, умения делать выводы на основании полученных результатов измерений;
– в освоении студентами математических методов решения интеллектуальных задач, направленных на сохранение здоровья населения с учетом факторов неблагоприятного воздействия среды обитания;
– формирование у студентов экологического подхода при решении различных медико-биологических и социальных проблем;
– обучение студентов технике безопасности при работе с медицинским оборудованием;
– изучить основные разделы прикладной физики, которые обращены к решению медицинских задач (медицинская физика);
– изучить элементы биофизики (физические явления в биологических системах, физические свойства этих систем, а также физико-химические основы процессов жизнедеятельности).
В своей работе мы используем междисциплинарные организационные формы: семинары, учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы студентов, итоговые конференции, олимпиады, конкурсы.
Включение образовательных технологий даёт возможность целенаправленно и поэтапно осуществлять процесс формирования профессиональных умений и управлять его качеством. Формирование умений проводим в деятельности на минимуме примеров, но путём их всестороннего анализа при организующей роли теории по отношению к фактам.
В курсе «Физика. Математика» особое внимание уделено разработке контрольно-измерительных материалов, при этом создаются фонды оценочных средств: вопросы для собеседования; задания; профессиональные ситуационные задачи; задания в тестовой форме; перечень умений с алгоритмами их выполнения; тематика исследовательских проектов внутри дисциплины и межкафедральные проекты выпускных квалификационных работ. Для каждого из перечисленных средств разработаны четкие и ясные критерии оценивания результативности их выполнения. Важным аспектом нашей деятельности является формирование, отработка и оценка уровня профессиональных умений и навыков.
Рассматривая вопрос о применении информационных технологий (аппаратная база, программное обеспечение, средства оптимизации действий) в учебном процессе следует отметить, что, конечно, современные условия определяют интенсивное вовлечение специалиста в профессиональное информационное пространство и во многом именно этим обусловлена необходимость их использования и изучения. Но, включение информационных технологий в учебный процесс должно быть рациональным и порционным. Например, замещение реального эксперимента его компьютерной симуляцией не даёт высоких результатов обучения. Это необходимо использовать лишь в тех случаях, когда иные подходы трудно реализовать. В разработке практикума по физике мы проводим занятия в компьютерном классе: «Изучение математической модели нейрона», «Анализ математической модели физической защиты от ионизирующих излучений», «Математическая модель дисперсии импеданса ткани организма», «Исследование механических моделей биологической ткани» и др.
Считаем, также, что неэффективное использование средств мультимедиа в лекционном курсе, во многом снижает и эффективность самой лекции, смещая акценты и оставляя цели лекции нереализованными. Нами разработаны алгоритмы применения информационных технологий в курсе «Физика. Математика» в практическом и лекционном блоках, получены положительные результаты.
Личный пример, заинтересованность и авторитет преподавателя был и остаётся одним из основных аспектов в развитии мотивационных основ к обучению студента. Возможность преподавателя из «сложного» сделать «простое» и «понятное», всегда поддерживается интересом и вниманием студента, что способствует его погружению в профессионально ориентированное пространство.
Таким образом, необходимо рассматривать обучение в курсе «Физика. Математика» как рационально, гибко управляемый процесс с обязательной обратной связью, механизмом развития которого является субъект-субъектная деятельность преподавателя и студента в информационно-образовательной среде вуза.