Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В рамках реформирования высшего образования в 2010-11 гг. были приняты федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальности «лечебное дело». В результате в базовую часть профессионального цикла обучения была введена новая учебная дисциплина – «Медицинская реабилитация», призванная сформировать у студентов ряд профессиональных компетенций в области медицинской реабилитации. На основании ФГОС ВПО сотрудниками кафедры факультетской терапии совместно с кафедрой поликлинической терапии была разработана программа и учебно-мето­дический комплекс, согласно которым ведется преподавание данной дисциплины на кафедре. В 2014-2015 учебном году на кафедре факультетской терапии начато преподавание предмета «Медицинская реабилитация» студентам IV курса лечебного факультета. В рамках дисциплины сотрудники кафедры осуществляют чтение лекций, проведение практических занятий по общим вопросам и методам медицинской реабилитации и реализации медицинской реабилитации на стационарном этапе у пациентов с различными группами заболеваний (органы дыхания, пищеварительная, сердечно-сосудистая, мочевыделительная системы, опорно-двигатель­ный аппарат).

При изучении новой дисциплины в учебном процессе возникли некоторые сложности. В связи с введением в учебный процесс предмета «Медицинская реабилитация» в 2014 г. библиотечный фонд КубГМУ не располагал специальными учебниками по данной дисциплине в необходимом объеме. Учебник, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту 3-го поколения и учебной программе по медицинской реабилитации издан только в 2014 г. Кроме того, ввиду курационного характера расписания на IV курсе, по которому у отдельных групп курация начиналась до начала лекций по медицинской реабилитации, студенты не располагали лекционным материалом. Сложности также были связаны с тем, что в ряде случаев курация по медицинской реабилитации проводилась до курации по факультетской терапии, что могло быть причиной недостаточного уровня базовых знаний студентов по терапии.

С целью преодоления имеющихся проблем был предпринят ряд мер. Проведение курации было поручено наиболее опытным преподавателям. Для занятий со студентами нами были разработаны краткие методические разработки по изучаемой теме, которые использовались во время аудиторных занятий. Неясные и недостаточно освещенные в литературе вопросы пояснялись преподавателем. На время курации студентам выдавались изданные в 2014 г. методические рекомендации кафедры по теме «Физиотерапия». Были рекомендованы Интернет-ресурсы. Работники библиотеки также попытались максимально помочь студентам в освоении данной дисциплины: перед началом курации выдавались учебники по внуренним болезням, физиотерапии и лечебной физкультуре. Данные методы активно применяются в системе медицинской реабилитации [1, 2, 3].

Предпринятые меры позволили большинству студентов освоить предмет в достаточном объеме.

С целью уточнения отношения студентов к новому предмету, выявления сложностей при его изучении для последующего повышения качества преподавания мы провели добровольное анкетирование студентов IV курса лечебного факультета.

Анкета включала 10 вопросов, представленных на экране монитора. В анкетировании приняло участие 247 студентов, при этом подавляющее большинство из них согласились ответить на вопросы анкеты (98%). На вопрос: «Вызывает ли у Вас интерес изучение предмета «Медицинская реабилитация»?» ответили положительно 83% респондентов, однако большинство из них указали, что предмет интересен в определенной степени. Мы попытались выяснить сколько студентов пользовались предложенными учебниками. Так, учебник «Внутренние болезни» при подготовке к практическим занятиям (регулярно или периодически) использовали более половины опрошенных (53,2%), учебник «Физиотерапия» - 29,1%, учебник «Лечебная физкультура» - 15,4%, соответственно. Невысокий уровень использования данных пособий, возможно, обусловлен большим объемом информации и недостаточными специальными знаниями респондентов на данном этапе обучения.

Согласно результатам анкетирования подавляющее большинство студентов (98,2%) использовали материалы лекций по факультетской терапии и медицинской реабилитации, из них – 59,3% регулярно, 38,9% - при подготовке к отдельным занятиям. Достаточно широко применялись методические разработки кафедры по физиотерапии, изданные в 2014 г., которыми воспользовались 68,9% опрошенных. Обращает внимание высокий уровень обращения студентов к интернет ресурсам (90,5%), при этом 60,5% постоянно, 25% - при подготовке к отдельным занятиям. Студентам было предложно указать конкретные сайты – в основном в ответах были указаны поисковые системы, в отдельных случаях – конкретные ссылки. По результатам опроса был установлен весьма низкий уровень изучения монографий и специальных медицинских пособий (2,56%), что, вероятно, обусловлено ограниченной доступностью специальной литературы и достаточно коротким периодом курации (6 дней). В связи с имеющимися трудностями был прогнозируем ответ на последний вопрос: «Считаете ли Вы целесообразным подготовку методических рекомендаций к занятиям по медицинской реабилитации?». На данный вопрос ответили положительно 95,8% респондентов, при этом многие подчеркивали небходимость таких материалов для подготовки к практическим занятиям.

Таким образом, учитывая имеющиеся сложности, нам представляется более рациональным проведение курации по медицинской реабилитации в VIII семестре, когда студенты уже имеют достаточный объем знаний по факультетской терапии. С целью улучшения качества преподавания на кафедре сформирована и подготовлена к печати рабочая тетрадь, включающая информационные материалы по изучаемой дисциплине, тренировочные задачи и тесты к каждому занятию. Обращает внимание, что согласно результатам анкетирования планы кафедры по выпуску методических пособий предварили пожелания студентов.