Ведущими принципами развития отечественного профессионального образования являются определение его приоритетной роли для будущего страны, направленность на раскрытие созидательных человеческих способностей и качеств, утверждение фундаментальных прав и свобод личности, сохранение и развитие лучших отечественных традиций в сочетании с использованием оправдывающего себя международного опыта, поддержка сложившихся научно-педагогических школ. Общепризнано, что вопрос о взаимоотношении обучения и воспитания следует считать в педагогике ключевым. При этом многие авторы отмечают сложный механизм взаимовлияния и взаимодействия друг на друга воспитания и обучения. Оптимальной признана модель, когда воспитание и обучение являются взаимодополняющими средствами на пути достижения цели [1].
Для достижения качественного образования студентов необходимо обеспечение с одной стороны глубоких профессиональных знаний, умений и навыков, с другой - динамического развития личности, индивидуальных способностей и интересов учащихся [2].
В настоящее время в России растет число лиц, желающих получить высшее медицинское образование. Однако, исходный уровень знаний абитуриентов, поступающих сегодня в вуз, в чем-то может уступать уровню знаний абитуриентов прошлых лет. Необходима разработка и использование таких методик и технологий обучения, которые предусматривали бы возможность развития у студентов элементарной общеметодологической культуры, научного мировоззрения и доведения его до уровня, необходимого для обучения в вузе.
В связи с этим, на кафедре госпитальной терапии большое внимание уделяется воспитанию при обучении студентов. Практические занятия ориентированы не только на передачу определенного комплекса общих и специальных знаний и умений, но и на развитие личности специалиста, его способности к творчеству, самопознанию и саморазвитию; формирование эмоционально-целостного отношения к действительности. Задача преподавателей состоит в формировании у студентов высокого уровня научного мировоззрения, общей и профессиональной культуры.
Наиболее отчетливо это проявляется во время практической части занятий, когда студенты ведут самостоятельный прием пациентов под контролем преподавателя. В это время обучение есть творческая совместная деятельность учителя и ученика, в которой учитель является носителем высокой культуры и интеллектуального развития. Важным моментом, на наш взгляд, является то, что студент, выступая в роли врача, самостоятельно общается с пациентом, обследует его, ставит диагноз и намечает план лечения. Это дает возможность студенту учиться самостоятельно оценивать, анализировать, решать, и тем самым не только применять на практике усвоенные знания и умения, но и проявлять общечеловеческие, нравственные качества, коммуникативные возможности.
Преподаватель, используя личностно-деятельный подход на основе равноправного общения, корректирует деятельность студента, помогает находить выход из противоречивых, сложных случаев, обсуждает варианты решения проблемы. Вовлекая студента в процесс обсуждения, стимулируется его творческая активность и самостоятельная деятельность. Одновременно, на личном примере, проводится деонтологическое воспитание будущего врача. Происходит практическое освоение студентом профессионально-нравственных основ врачебной деятельности. Делается акцент на внимательность, вежливость, честность, великодушие, гуманность врача в отношении больного.
Большую воспитательную роль играет оценка проведенного практического занятия, где преподаватель совместно со студентами разбирает допущенные ошибки, правильность проведения врачебных манипуляций и поведения будущего врача. При этом студенты принимают активное участие в обсуждении, что дает возможность вовлекать в дискуссию даже малоактивных студентов, позволяет формировать способность к активной деятельности и самовоспитанию, развивать творческий потенциал.
Профессия врача всегда была и в настоящее время остается одной из самых уважаемых и востребованных, ведь именно врачу доверено самое дорогое - жизнь и здоровье человека. Особая значимость врачебной профессии заключается в первую очередь в ее высочайшей ответственности перед обществом. В условиях инновационных технологий в образовании повышаются требования и к преподавателям. Преподаватель, в определенном смысле, является ключевой фигурой системы образования, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. Преподаватель должен обладать развитым логическим мышлением, умением выделить главное в разных источниках и устанавливать логические связи между рассматриваемыми объектами.
На преподавателя возлагается не только учебно-методическая работа, но и организация самостоятельной внеаудиторной и научно-исследовательской работы студентов. Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Удивительно точны слова академика А.Ф. Билибина, что во враче должны синтезироваться ученый, художник, философ и опытный ремесленник, в этом единстве врач найдет способ понимать жизнь и личность человека со всеми ее разнообразными сторонами.
Единство обучения и воспитания студентов является важнейшей стороной модернизации высшей школы. Следовательно, последовательная и постоянная работа по воспитанию будущего врача, поиск новых форм и методов воспитания и активное их внедрение в педагогическую практику-залог качественного образования.