Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, поэтому становятся предметом актуального изучения, анализа и внедрения. «Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов» [2].
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса среди студентов медицинских учебных заведений существенно возрастает роль общего руководителя практики, методического и непосредственного руководителей. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий методический руководитель всё более осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от него специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности педагога-предметника реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Отметим, что применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и студента.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Таким образом, результатом этих двух взаимосвязанных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Важность связи указанных процессов на данном этапе развития педагогической деятельности в том, что исследуемые процессы до настоящего времени рассматриваются изолированно. Считаем, что цель деятельности методического руководителя – управление процессом производственной практики, целенаправленный отбор, оценка и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых педагогической наукой новых идей, методик.
Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
1) происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;
2) усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объёма, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в преподавательской среде;
3) изменение характера отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Ещё не так давно в условиях жёсткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса преподаватель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приёмов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность приобретает всё более избирательный, исследовательский характер.
В связи с вышеизложенными теоретическими предпосылками инновационной направленности педагогической деятельности основными задачами методического руководителя практики становятся:
- консолидация хода производственной практики на стыке преподавателя со студентами;
- оказание комплексной помощи студентам в освоении основных и профессиональных компетенций с использованием новых организационных форм и технологий обучения;
- осуществление контроля и корректировки выполнения графика работы студентами с опорой на непосредственного руководителя;
- чёткое и своевременное проведение итоговой конференции о ходе практики, совместное обсуждение результатов и выявление способов улучшения работы;
- поиск новых решений в отборе необходимых приёмов и способов педагогической деятельности.
Навыки ведения сестринского процесса и заполнение «Карты сестринского наблюдения за пациентом», отрабатываемые студентами в ходе производственной практики, улучшают качество сестринской помощи, позволяют оценить участие и показать «своё лицо» в учебном процессе [1], решить ряд проблем (прежде всего в пользу сестры и пациента).
Реализация методическим руководителем производственной практики перечисленных задач позволит внедрить в практику работы медицинских учреждений новых сестринских технологий, предусматривающих творческий подход, обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, окажет действенное влияние на качество медицинской помощи, поднимет значимость и престиж профессии в системе здравоохранения.