Врач-терапевт по роду своей деятельности является интернистом, в связи с чем ему практически ежедневно приходится сталкиваться в своей работе с разнообразной патологией, в том числе с заболеваниями крови. В новых социально-экономических условиях реальную ценность для здравоохранения представляет широко образованный терапевт, который хорошо ориентируется во всех разделах внутренней медицины [1, 3].
Целью данного исследования явилась оценка знаний врачей-терапевтов по диагностике, клинике и тактике лечения основных заболеваний крови.
Материал и методы. В 2014 году по специально разработанной "Анкете врача-терапевта", включавшей 34 вопроса разных типов и 60 вопросов по гематологии, на кафедре терапии № 2 факультета повышения квалификации и последипломной переподготовки специалистов был проведён анонимный социологический опрос 34 курсантов, обучавшихся на двух циклах по вопросам терапии [2] .
Результаты исследования и их обсуждение. Как показали результаты опроса, среди врачей-терапевтов преобладали женщины – 82,5%, доля мужчин составляла лишь 17,5%. Распределение по возрасту было следующим: до 30 лет – 7,5%, 31 – 50 лет – 32,5%, старше 50 лет – 60,0% (табл.1), что может свидетельствовать о снижении интереса к терапии у выпускников вуза. Средний возраст обучавшихся составлял 50,6 ± 10,9 года (минимальный – 29 лет, максимальный – 71 год).
Таблица 1
Распределение врачей-терапевтов по полу и возрасту
Пол |
Возраст |
Всего |
||||||||
женщины |
мужчины |
до 30 лет |
31 – 50 лет |
старше 50 лет |
||||||
абс. число |
% |
абс. число |
% |
абс. число |
% |
абс. число |
% |
абс. число |
% |
|
33 |
82,5 |
7 |
17,5 |
3 |
7,5 |
13 |
32,5 |
24 |
60,0 |
100 % |
Самооценка курсантами собственного уровня подготовки по терапии показала следующее. Оценили свой уровень как отличный 2 врача (5,0%), хороший – 30 (75,0%) и удовлетворительный – 8 (20,0%). В этой связи представлял интерес вопрос о разделах терапии, в которых курсанты отмечали наибольшие пробелы в своих знаниях (табл.2).
Из табл. 2 следует, что врачи отмечали недостаточность знаний, прежде всего, в таких областях терапии, как гематология, аллергология, фармакотерапия внутренних болезней, нефрология и кардиология, причём эти показатели не зависели от стажа работы. Даже курсанты со стажем работы терапевтом более 30 лет в 47% случаев отмечали недостаточность знаний по гематологии, каждый третий – по аллергологии, а каждый четвёртый – по вопросам фармакотерапии.
Таблица 2
Мнения курсантов о наименее изученных разделах терапии
Разделы терапии |
Во всей группе (n = 40) |
В зависимости от стажа работы |
||||||
до 10 лет (n=9) |
от 11 до 30 лет (n=14) |
более 30 лет (n=17) |
||||||
абс. число |
% |
абс. число |
% |
абс. число |
% |
абс. число |
% |
|
Гематология |
18 |
45,0 |
4 |
44,4 |
5 |
35,0 |
8 |
47,0 |
Аллерголо- гия |
18 |
45,0 |
4 |
44,4 |
8 |
57,0 |
5 |
29,0 |
Фармакотера- пия внутр. болезней |
10 |
25,0 |
0 |
0 |
6 |
43,0 |
4 |
24,0 |
Нефрология |
7 |
17,5 |
3 |
33,3 |
2 |
14,3 |
2 |
11,7 |
Кардиология |
6 |
15,0 |
2 |
22,0 |
2 |
14,3 |
3 |
17,6 |
Проведённый анализ ответов констатировал слабую теоретическую базу врачей-терапевтов по вопросам патологии крови, в связи с этим мы можем рекомендовать следующее:
· проведение циклов тематического усовершенствования по вопросам заболеваний крови для всех врачей-терапевтов, независимо от стажа работы;
· в качестве стимула для врачей к изучению гематологии рекомендовать аттестационной комиссии по специальности "терапия" увеличить для испытуемых количество вопросов по лабораторной диагностике, клинике и тактике ведения больных с гематологической патологией на амбулаторном этапе с патологией крови;
· организаторам здравоохранения рекомендовать расширить тематику проводимых конференций за счёт включения вопросов гематологии, в том числе с разбором клинических задач, основанных на реальных историях заболеваний, особенно запущенных случаев, выявленных на уровне краевого специализированного отделения;
· подготовить методическое пособие для врачей амбулаторного звена по алгоритму диагностики заболеваний крови;
· с целью наименьшего отрыва врачей от работы использовать дистанционное обучение с последующими одно- или двухдневными семинарами для закрепления знаний.