Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В современных условиях обновления всех сфер украинского об­щества возникает необходимость изменения стратегических, глобальных целей образования, перестановки акцента со знаний специалиста на его человеческие, личностные качества, что определяет одновременно и цель, и средство его подготовки к будущей профессиональной деятельности. Это заставляет пересматривать не только содержание образования, но и формы и методы педагогического воздействия на студентов. Итак, современную ситуацию профессиональной подготовки специалиста в высших учебных заведениях и развития личности студента можно охарактеризовать как перестройку сознания и личностного самопознания, формирования направленности на успешную профессиональную деятельность, поиск новых путей самореализации и самоутверждения. В таких условиях актуальной становится проблема профессионального самовоспитания, поскольку именно оно позволяет формировать черты и качества, обусловливающие осуществление успешной профессиональной деятельности, обеспечивает процессы социализации и профессионального становления.

Актуальность данной темы обус­ловлена изменением теоретико-методо­логических основ в управлении инновационным развитием общеобразовательного учебного заведения, в том числе и последипломного педагогического образования. Речь идет о переходе от административно-функ­циональной модели управления к конкурентно-представительной и проектно-инвести­ционной.

Их отличие заключается в количестве иерархических уровней управления, наличии горизонтальных связей между ними. При инновационной деятельности большую роль играет инновационный педагог (агент изме­нений), который осуществляет педагогическую деятельность по самостоятельно выбранным направлениям, имеет высокую мотивацию труда и достигает значительных результатов. Педагоги-новаторы формируют творческие команды, так называемые проектные группы, которым предоставляется частичная автономия в деятельности.

Проблема формирования готовности будущих учителей к инновационной профессиональной деятельности отражена в исследованиях украинских и зарубежных ученых: А. Абдуллина, А. Бойко, В. Бондаря, А. Воз­нюк, Л. Волик, И. Гавриш, А. Дубасенюк, М. Евтух, Г. Ельникова, И. Зязюн, В. Кре­мень, В. Лугового, Л. Подымово, И. Прота­совой, Л. Седова, В. Сластенина, Л. Стру­ценко; непрерывного профессионального образования за рубежом: Р. Баркера, М. Доэл, Ф. Парслоу, Ш. Рамона, С. Шард­лоу.

Теоретические основы инновацион­ной педагогической деятельности раскрывают К. Ангеловского, Х. Бернет, Х. Билл, Л. Да­ниленко, И. Дичкивская, Л. Подимова, С. Поляков, А. Попова, М. Поташник, В. Сластенин, Н. Юсуфбекова.

Весомость качественной профес­сиональной подготовки учителей, вопросы, связанные с менеджментом, раскрываются в работах отечественных и зарубежных авторов: теоретико-методологические и прикладные аспекты проблемы менеджмента в образовании (В. Бурков, Л. Ващенко, Л. Давыдова, С. Эндрю, Л. Калинина, Л. Карамушка, Ю. Конаржевський, В. Лазарев, А. Маслоу, А. Свергун, С. Симонов, Ю. Пасс, В. Пикельна, М. Поташник, А. Пригожин, К. Роджерс, Т. Шамова, Г. Фидельман); планирование и управление своим временем и своей жизнью (Л. Зайверт, В. Зигерт, Д. Моргенстерн, Л. Ланг); основы управленческой деятельности – самоменеджмент (В. Андреев, Е. Кузнецов, М. Гамзаева, В. Мусиенко-Репська).

Целью данной статьи является обоснование процесса готовности будущих учителей к самоуправлению инновационной деятельностью.

Исследуя тенденции развития управления социально-педагогическими системами, стоит акцентировать внимание на активизации человеческого потенциала как средства самореализации, что способствует усилению процессов децентрализации и гуманизации в образовании. Речь идет о привлечении педагогов к совместной выработке управленческих решений на основе диалога, делегировании ответственности за выполнение работы, усиление гибкости связей между исполнителями (перераспределение задач), что характеризует гибкость организации и управления научно-методической работой на региональном уровне.

В современном образовательном пространстве стоит реализовывать раз­личные программы внедрения системы развивающего обучения, обеспечивающие эффективность научно-методического сопровождения внедрения образовательных инноваций, имеющих высокий проектный потенциал по реализации основных направлений модернизации образования, которые способствуют решению конкретных проблем регионального уровня.

Необходимо отметить, что, сравнивая программный и проектный подходы в системе методического менеджмента инноваций, можно сделать следующие выводы: любые действия в рамках программы ориентируются на достижение определенной заранее поставленной цели, реализацию намеченной модели и проверяются на соответствие им, а, следовательно, для конкретного педагога они в большинстве случаев имеют исполнительский характер. Зато в пределах проектного подхода действие всегда инициативно и воспринимается как потенциальный ресурс, важна ценность системы, от которой ожидается положительное влияние. Таким образом, в процессе реализации проекта учителя получают ценный опыт самоменеджмента инноваций. На уроках ими могут применяться информационно-коммуникационные и педагогические технологии (или их элементы) – интерактивное, игровое, интегрированное, проблемное обучение, метод проектов, технология "Создание ситуации успеха" и т.д. [2, с.89].

Самоменеджмент инноваций целесообразно рассматривать как направление инновационного образовательного менеджмента, которое сегодня активно разрабатывается теоретиками и практиками. Недостаточная осознанность значимости человеческого фактора является типичным затруднением в системе организации и управления инновационными процессами как на региональном, так и на школьном уровнях.

Чтобы создать условия для саморазвития и самореализации учителей, надо активно привлекать их к проектно-внедренческой деятельности. Она предусматривает следующие технологические этапы:

·      первый - самостоятельное выяв­ление проблемы в педагогической практике;

·      второй - обоснование путей ее решения с использованием новых или инновационных технологий;

·      третий - разработка персонал-технологии достижения предполагаемого результата;

·      четвертый - внедрение этой технологии в практику.

Таким образом, осуществляется развертывание природных процессов самоорганизации и самоуправления профессиональной деятельностью, предус­матривающей предоставление педагогам самостоятельности в выборе путей реализации инновационных идей, усиление ответственности за результаты своего труда. Ведь практически невозможно методистам заведений последипломного образования предоставить одновременно научно-методическое сопровождение всем известным в науке инновациям, которых описано русским ученым Г. Селевком почти пятьсот [3, с.71].

Самоменеджмент инноваций реализуется через такие формы научно-методической работы, как консультирование, взаимопосещения уроков, воспитательных мероприятий, разработку и реализацию индивидуальных научно-методических проектов, заключения творческого портфолио, самообразование и тому подобное.

Заслуживает внимания консультпункт внедрения педагогических технологий. Он создается на добровольных началах на базе учебных заведений, в которых работают инициативные учителя-инноваторы. Как правило, это педагоги с высоким уровнем готовности проектно-внедренческой деятельности, члены областных творческих групп, которые пользуются высоким авторитетом среди коллег. Их информационно-консультативная деятельность разворачивается в практико-ориентированном аспекте. Их основная миссия заключается в предоставлении своевременной и квалифицированной помощи учителям окружных школ по организации и проведению технологических уроков, подготовке дидактических материалов к семинару-практикуму и др. Это консультирование в системе "учитель - учитель", модель самоорганизации инновационной деятельности учителей.

Самые распространенные формы самообразования – это работа педагога над научно-методической темой (проблемой), выполнение докурсовых (послекурсовых) задач и тому подобное.

Можно подробно рассматривать различные формы индивидуальной научно-методической работы, использование которых практикуется работниками заведений последипломного педагогического образования. Стоит отметить, что в контексте самоменеджмента инноваций учителями они подчинены реализации технологической логики проектно-внедренческой деятельности. Последняя наделяет их новым смыслом, предусматривающим ("для чего?") внедрение нововведений ("как?") в определенной последовательности действий с целью ("ради чего?") самореализации учителя в профессиональной деятельности, повышение качества образовательных услуг [4, с.55].

Анализ научных основ современного профессионального образования позволяет сделать вывод, что ценность самоменеджмента в том, что изменения, которые повышают эффективность учебно-воспита­тель­ного процесса путем применения новых или инновационных технологий, не навязываются извне, а осуществляются сами собой, согласуются с личностными и профессиональными потребностями учителей, собственными тенденциями развития. Поэтому сочетание внешнего управления в форме научно-методического сопровождения внедрения инноваций и самоуправления инновационными процессами направляет профессиональную деятельность педа­гога в русло естественного развития. Самоменеджмент инноваций учителями рассматривается как модель самостоятельного направления профессионально-педагоги-ческой деятельности учителя на достижение поставленной цели путем внедрения нововведений. Последняя реализуется по технологической логике проектно-внедренческой деятельности.