Одной из форм проводимых кафедрой клинической фармакологии и функциональной диагностики ФПК и ППС учебных циклов наряду с профессиональной переподготовкой, является общее усовершенствование по функциональной диагностике. Существование данной формы объясняется насущной потребностью врачей – дипломированных специалистов по функциональной диагностике - в повышении уровня знаний по специальности, получении информации об инновациях в методических подходах и оборудовании, выяснении для себя недостаточно понятных моментов в работе. Результатом цикла является продление сертификата по специальности в случае успешной сдачи итогового экзамена, что является необходимым условием для продолжения профессиональной деятельности врача в области функциональной диагностики.
За основу создания учебно-тематического плана цикла были приняты соответствующие планы, предлагаемые типовой программой дополнительного профессионального образования врачей по функциональной диагностике [1]. Однако фактический учебно-тематический план не является копией типового, что связано как с особенностями разделения преподавания различных разделов диагностики в нашем вузе (к примеру, у нас традиционно эхокардиография включается в учебные циклы кафедры лучевой диагностики), так и с практическим опытом кафедры, заключающимся в выявлении потребностей слушателей, знанием традиционно «слабых мест» и непонятных разделов функциональной диагностики у практических врачей.
Учитывая тот факт, что функциональная диагностика включает достаточно большой спектр методик, весьма разнородных по своим задачам и физическим принципам получения данных с одной стороны и ориентированных на потребности врачей-клиницистов разных специальностей – с другой, на практике мы проводим циклы общего усовершенствования с относительной профилизацией, выделяя терапевтический и неврологический профили. На цикле терапевтического профиля кратко рассматриваются показания и возможности современных нейрофизиологических методик, таких как электроэнцефалография, исследование вызванных потенциалов головного мозга, электромиография, реоэнцефалография. Однако значительно большая часть учебного времени посвящена детальному разбору методик кардио-респираторного профиля. На цикле неврологического профиля – наоборот. Подобный подход обоснован как с формальной точки зрения (цикл общего усовершенствования охватывает, таким образом, практически все разделы функциональной диагностики), так и с неформальной: у слушателей формируется широкий взгляд на проблемы диагностики у конкретных пациентов. Действительно, к примеру, пациентам с синкопальными состояниями зачастую требуется проведение как кардиологических, так и нейрофизиологических исследований.
Очень небольшую по объему часть цикла занимают лекции по организации службы функциональной диагностики в Российской Федерации, на которых курсантам напоминают содержание существующих отраслевых нормативных документов, рассматриваются вопросы рационального взаимодействия врачей функциональной диагностики и врачей клинических специальностей [2]. Важной частью цикла являются лекции по клинической физиологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Рассмотрение вопросов клинической физиологии совершенно необходимо не только потому, что данный раздел физиологической науки является, по сути, основой функциональной диагностики [3, 4], но и потому что напоминание практическим врачам (в силу своей загруженности и объективных законов психофизиологии памяти удаляющимся от сложных, но важных теоретических представлений) фактов и даже просто физиологических терминов как бы возвращает их в студенческие времена и формирует положительный эмоциональный настрой на восприятие сложной информации.
Безусловно, наибольшую по продолжительности часть цикла составляет рассмотрение непосредственно методов функциональной диагностики и прежде всего – электрокардиографии (ЭКГ). Связано это и с тем, что ЭКГ лежит в основе множества методик, производных от электрокардиографии, и с тем, что ЭКГ приходится выполнять в любом подразделении функциональной диагностики, и с тем, что именно ЭКГ позволяет диагностировать некоторые жизненно опасные состояния, требующие неотложной помощи. Например, такие как инфаркт миокарда, нарушения ритма, сопровождающиеся расстройством гемодинамики. Несмотря на, казалось бы, банальность метода ЭКГ, многолетняя практика показала, что, рассматривая на лекциях и практических занятиях сложные случаи ЭКГ-диагностики нарушений ритма и проводимости сердца, вопросы дифференциальной диагностики в ЭКГ, даже врачи-функционалисты со стажем всякий раз открывают для себя что-то новое.
Существенное внимание на цикле уделяется нагрузочным ЭКГ-тестам. Детально изучаются показания, противопоказания к проведению исследований, проводится разбор методики проведения с подчеркиванием особенностей велоэргометрии, тредмил-теста, пробы с чреспищеводной стимуляцией левого предсердия. Последняя дополнительно изучается в плане проведения чреспищеводного электрофизиологического исследования сердца, потому что лишь данная методика позволяет своевременно диагностировать суправентрикулярные тахикардии, синдром слабости и дисфункцию синусового узла и таким образом подготовить основания для направления пациента на интервенционные методы лечения.
Актуальность диагностики нарушений ритма и проводимости в клинической практике кардиологов обусловливает необходимость знакомства слушателей и с такой современной методикой, как холтеровское мониторирование ЭКГ. Даже если не все врачи непосредственно занимаются этой методикой, они получают необходимые сведения о том, как следует интерпретировать полученные результаты, какие моменты в заключении наиболее важны для лечащих врачей.
Также курсанты знакомятся с методикой проведения и принципами анализа суточного мониторирования артериального давления. Данный метод в настоящее время уже достаточно распространен в лечебно-профилактических учреждениях. Актуальность его применения обусловлена, в частности, выделением таких вариантов течения артериальной гипертонии (АГ) как АГ “белого халата”, или изолированная амбулаторная АГ, и, наоборот, изолированная клиническая АГ.
В плане цикла предусмотрено также изучение методов исследования биомеханики дыхания, среди которых основное внимание уделяется спирометрии. На лекциях и практических занятиях по разбору заключений у конкретных пациентов подчеркиваются возможности и ограничения данной методики, в частности, ограничения в достоверной диагностике рестриктивных нарушений и сочетания обструкции с рестрикцией, о чем часто забывают многие функционалисты лечебных учреждений.
Небольшое количество времени отводится также для изучения реографических методик, поскольку, несмотря на активное внедрение ультразвуковых методов исследования кровотока, реографические методы по сей день сохраняют свое значение как способы интегральной оценки кровенаполнения того или иного участка тела (например, конечности).
Функциональная диагностика – динамически развивающаяся специальность. Появление на рынке все нового и нового диагностического оборудования, наличие в нашем городе центра грудной хирургии, в котором активно проводятся операции на открытом сердце, ангиопластика со стентированием коронарных артерий, катетерные методы лечения различных нарушений ритма сердца, имплантация современных электрокардиостимуляторов со все увеличивающимся набором функций, кардиовертеров-дефибрилляторов, предъявляют достаточно жесткие требования к развитию и профессиональному совершенствованию врачей функциональной диагностики города и края. Способствовать последнему и призвано проведение описанных циклов усовершенствования на кафедре клинической фармакологии и функциональной диагностики ФПК и ППС.